«

»

Июн 20

Хабиб-Бургиба – лидер тунисского национального-освободительного движения

Национально-освободительное движение  всегда нуждалось и зависело от масштаба лидера, личности, которая не только теоретически хорошо подкована, обладает ораторским даром и безупречной биографии, но и обладает способностью к самопожертвованию и безусловно к приоритетам жизни для такого лидера является конечная победа даже ценой собственной жизни. И в Индии Махатма Ганди, и в Египте Гамал Абдель Насер, и в Алжире Ахмед Бен-Белла действовали и боролись за будущее своего народа по принципу: “Все или ничего! Победа или смерть!” Колониальные власти применяли всяческие репрессии, многократно их арестовывали, высылали из Родины порочили их географию в прессе и по общественным каналам информации и все равно не смогли не с кем из них справиться. Во многом политическая биография Хабиба Бургибы развивалась по тем же лекалaм, как и у других лидерах национально-освободительных движений. Он родился в 1903г. в г. Манастир в Тунисе в семье, которая перебралась в Тунис из Ливии в конце XVIII в. Это была богатая семья, предки его занимались торговлей и имели большое состояние.  Они приняли участие в восстании в Тунисе против правящей династии эмиров Хусейнидов. Предки Хабиба были арестованы и содержались в лагере пленных. Их освободили оттуда с условием, что они откажутся от всех своих богатств, недвижимости магазинов. Поэтому отец Хабиба уже был бедным, но образованным человеком и за всех сил старался дать сыну достойное образование. Когда мальчику исполнилось 4 года, его со старшим братом Мохаммедом отправили на обучение в столицу страны г. Тунис. В то время по политическому статусу Тунис является французской колонией, что приняла особым договором Османская турецкая империя. В 1919г. Хабиб провалил, экзамен в школе по арабскому языку и это не давало ему возможности продолжить образование. В 1922г. он все же сдал повторный экзамен во франко-арабской средней школе и в возрасте 19л. выехал в Париж для получения юридической образовании. Более года он самостоятельно готовился в библиотеках Парижа и в 1924г. поступил на факультет гражданского права университета Сорбонны. На студенческой скамье он познакомился со своей первой супругой Матильдой Лоррен, которая из любви к Хабибу приняла ислам, а в 1927г. у них родился единственный сын – Хабиб младший. Уже в 1928г. Хабиб Бургиба со своей семьёй вернулся на родину в Тунис, поселился в столице и сразу включился в общественную жизнь страны. Он вступил в антиколониальную борьбу своего народа, вступив в партию “Дестур”. Его пламенные статьи с призывами к сопротивлению колониальномурежиму, сразу сделали его лицом узнаваемым.
Уже в 1931г. он был в первый раз арестован французскими колониальными властями с формулировкой “за разжигание межнациональной ненависти”. Через год его освободили, и он основал собственную газету ”Активный Тунисец”, а в 1933г. основал новую радикальную партию “Новый Дестур”, которая в отличие от старой соглашательской партии компрадорской буржуазии сразу же заняла непримиримую позицию по отношению к колониальному режиму и поставила своей целью изгнание французов из страны. Хабиб Бургиба избрал исключительно политические методы борьбы и на начальном этапе своей общественной деятельности совершенно исключил из своего арсенала вооруженные способы противостояния колониальным властям. В ответ уже в 1934г. он был впервые арестован французскими властями и содержался в полузаброшенной крепости-тюрьме Борж-Лебёор на границе с Алжиром в пустыне Сахара. Здесь он провел 2 года в очень жестких условиях содержания. Тем временем в стране развернулось гражданское противостояние –сторонниками Бургибы организовали демонстрации и компанию в прессе по освобождению его из тюрьмы и колониальные власти в 1936г. были вынуждены его освободить. Однако пребывание в Сахаре не только не сломило Бургибу, но скорее наоборот–оно принесло ему огромную популярность в стране и закалило в личном плане. В 1936г. колониальные власти дважды его арестовали и отпускали. В 1938г. в стране вспыхнуло антифранцузское восстание и Бургиба был снова арестован. Властям не удалось доказать сопричастность Хабиба Бургибы к подавленному восстанию и его снова отпустили. В этот период партия Бургиба “Новый Дестур” значительно увеличивается за счет средних слоев населения, торговцев, учителей, адвокатов, среднего чиновничества. Большинство этого нового пополнения получило образование во Франции или французских колледжах в Тунисе находилось под сильным влиянием идей Великой Французской революции и восхищалось Гражданским кодексом Наполеона. Этих не устраивали вторые роли в стране, где они были коренным населением и не хотели прислуживать пришельцам-французам, хотя, некоторое преклонение перед французской культурой, государственным устройствам юридической практикой общества в их высказываниях в этот период очень внушается. Выступая против колониализма, они не отвергали достижения французского общества и мечтали перенести их на землю Туниса, с сохранением ислама и отделением его от политической власти. Многие активисты партии мечтали о построении в Тунисе справедливого и равноправного, процветающего в экономическом и социальном отношении государства. Они считали, достаточно будет изгнать французов и открыть Тунис для международной транзитной торговли и этого будет достаточно для процветания. Но вместе с тем не нужно забывать и о том, что в стране имелся значительной слой улемов и факихов, которые ка и во всякой мусульманской стране пользовались значительным влиянием на население. Исследователи политической биографии Бургибы отмечают скудность материалов по контактам, которые, безусловно были между лидерами партии “ Новый Деспур” и улемами. Вероятно, правы те, кто считает, что видимо между нами был заключен не гласный пакт-каждый борется с французами своими методам, а после завоевания независимости тунисцы между собой сумеют договориться. Если улемы проповедовали ненависть к французам, заговоры и восстания с целью их изгнания и полного ускорения всего французского, то Хабиб Бургиба и его партия призывала к бойкоту товаров Франции, отказу платить налоги, устраивать компании гражданского неповиновения. Методы Махатмы Ганди и индийского национально-освободительного движения были хорошо известны Бургибе. Он вообще мыслил себе будущее Туниса как независимость в “орбите Франции”. Но весной 1940г. последовал новый арест, этапирование во Францию, где за 2 года он сменил несколько тюрем. В этот период Бургиба меняет свой взгляды и приходит к радикальным требованиям полного и безусловного освобождения Туниса от колониализма. Франция была разбита гитлеровской армией, а Хабиб Бургиба освобожден из тюрьмы немцами. Они предложили ему сотрудничество и обращение к нации написать о совместной борьбе тунисцев против стран антигитлеровской коалиции. Бургиба  высмеял эти предложения. Оставаясь во Франции он вступил в контакт с “Сражающейся Францией” генерал Де Голля, поздравил Красную Армию с победой под Сталинградом и ожидал открытия” второго фронта” англичанами и американцами. В 1943г. вывезли в Рим и передали Муссолини. Переговоры с итальянскими фашистами оказались бесплодными – Бургиба отказался поддержать германо-итальянское вторжение в Тунис. Его поместили в Риме под домашний арест и в это время стало известно о разгроме германо-итальянских войск в Северной Африке. Летом 1943г. союзники высадились в Италии и правительство Муссолини пало. Хабиба Бургибу освободили из–под ареста и он вернулся в Тунис и заявил, что поражение фашизма неизбежно и нужно поддержать страны антигитлеровской коалиции. В 1946-1949гг. он подолгу жил в Ливане, Сирии, Египте, Иордании, многих странах Западной Европы и везде просил деньги на организацию антиколониальной борьбы. Какие-то средства ему удалось раздобыть, он вернулся в Тунис в 1949г., возродил свою партию, развернул печатание политической литературы, организовывал митинги. Популярность его росла  с каждым годом и в 1952г. французские  власти в 6-ой раз арестовали его, а через несколько месяцев выслали из Туниса “ Навечно, без права возвращения в страницу”. Но спустя  три года Хабиб Бургиба вернулся на Родину, через 5 дней после возвращения принял участие в выборах в Национальное учредительное  собрание, провозгласившее независимость Туниса на первом же своем заседании и потребовавшее от Франции деоккупации территории страны. Хабиб Бургиба становится премьер–министром, а в 1957г. после ликвидации монархии, первым президентом Туниса (до самого 1987г.). В 1956-1957гг. он подготовил и принял законы о равноправии женщин, о запрете многоженства, о равных политических правах женщин, о запрете избиений и насилий в семье и целый  ряд других законов. Его стали называть главным рупором эмансипации на всем Ближнем Востоке и в арабских странах. Бургибе удалось за сравнительно короткий срок выстроить “государство–нацию”. Лидер пацифист сумел провести широкие социальные и экономические реформы. В 60-ые гг. как считают наблюдатели, под влиянием кубинского примера и Карибского кризиса 1961-1962гг. он попробовал произвести социалистические преобразования, но опыт оказался неудачным в экономическом плане и в 70-ые годы он отказался от социалистических экспериментов. За годы правления Бургибы население Туниса увеличивалось от 5 млн. до 11млн. человек, доход на душу населения увеличился в 11 раз, а доля людей с доходом ниже уровня бедности составляла в 1987г. всего 5% населения. Тем не менее, когда состояние здоровья Бургибы ухудшилось в ноябре 1987 он был смещен со всех постов под предлогом невозможности исполнения своих обязанностей и страну возглавил Зин аль–Абудин Бен Али (1987-2011г.). Сначала Бургибу поместили под домашний арест, решили поселиться в своем родном г. Монастир в довольно скромном жилище. В апреле 2000г. Хабиб Бургиба скончался в г. Монастир и был похоронен в мавзолее, заранее выстроенном для него. Пример жизни и борьбы за коренные интересы своего народа, поданный Хабибом Бургибой, дает нам пищу для размышлений о возможности современных светских реформ в типично средневековой и очень отсталой от Европы стране, стремящейся к независимости и построению процветающего  современного общества с сохранением преобладающей роли ислама в каждодневной жизни. Один человек не воин – гласит поговорка, но оказывается активность одного человека может вызвать к жизни активность миллионов и тогда уж их не кто не остановит.

Freetalyshistan.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>