«

»

Май 24

Лезгино-лезгинская граница

Мои дорогие!
Сегодня я хочу рассказать вам о лезгинах — одном из древнейщих народов всего Кавказа, в том числе и нынешней Азербайджанской Республики, об их истории, сегодняшних проблемах и о Лезгинском национально-освободительном движении.
Лезгины издревле живут на юго-востоке Дагестана и в северной части Азербайджанской Республики.
Лезгинский народ сыграл большую роль в политическом устройстве Закавказья и Северного Кавказа, в его экономическом, духовном и культурном развитии. Предками современных лезгин были народы, близкие друг к другу — как по языку, так и по культуре — и жившие на востоке Кавказа. Одним из субстратных элементов на этих территориях были албанцы.
Древние авторы отмечали в албанцах красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Это был гордый и свободолюбивый народ.
Еще в конце II– середине I века до н. э. на нынешних территориях обитания лезгиноязычных народностей образовалось государство Кавказской Албании. Это было обширное государство со своей письменностью, богатой духовной и материальной культурой, со своей экономикой и монетами собственного производства, школами, где обучались албанские дети. Древнегреческие и римские историки упоминают более тридцати городов и других поселений Кавказской Албании. Античные и средневековые историки утверждают, что на территории Албании проживало 26 племен, близких друг к другу как по языку, так и по культуре. Все они являются предками лезгиноязычных народов, в том числе удинов.
За свою историю Албанское государство не раз подвергалось различным захватническим нашествиям римлян, персов. В начале нашей эры Сасанидский Иран напал на Албанию. Его, как и других завоевателей, привлекало расположение этого государства. Его территория была своего рода мостом, соединяющим север и юг, запад и восток. Тогда иранцами была построена Дербентская крепость.
На Албанию нападали также хазары, сельджуки, монголы и арабы. Совершали набеги и аланы. Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию. Однако, вплоть до VII в. нашей эры Кавказская Албания сумела сохранить свою целостность, несмотря на все попытки захватчиков. К VII в. относится завоевание Кавказской Албании арабами и распространение среди лезгиноязычных народов ислама.
Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав до X в. н. э., распалось.
Согласно Гюлистанскому (1813) и Тюркменчайскому (1828) договорам, заключенным между Россией и Персией, Североиранские и Закавказские ханства вошли в состав России. Но в середине XIX века началась Кавказская война, продолжавшаяся почти 30 лет. В результате этой войны, Кавказ полностью, включая лезгинонаселенные территории, перешел под управление России.
В 60-е годы XIX века произошли некоторые административные изменения, Самурский округ и Кюринское ханство были включены в Дербентскую губернию, а Кубинская провинция — в Бакинскую губернию. Ханства были ликвидированы, а лезгины — волею царских чиновников — оказались разделенными между двумя губерниями. Это положение сохраняется и по сей день.
После революции 1917 года, в 1922 году образовалось новое государство под названием СССР. Часть лезгинских народов осталась в Дагестане, а другая часть — в новообразованной Азербайджанской ССР. После распада СССР в 1991 году лезгины окончательно были разделены между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, река Самур была определена в качестве граница между этими двумя государствами. Ныне лезгины называют эту границу лезгино-лезгинской, тем самым выражая свое недовольство разделением единого народа!
Первым декретом, утвержденным Советской властью в Азербайджане был документ о равноправии всех народов, проживающих в республике, равных возможностях для развития экономики и культуры. К сожалению, равноправие было провозглашено лишь на бумане, но не реализовалось на деле. Не были, в частности, пересмотрены границы административных единиц царской России. Поэтому лезгинский народ оказался разделенным на две части по реке Самур. Эта несправедливость не устранена до сих пор. В 1936 году лезгины, проживающие в Азербайджане, были лишены своих конституционных прав и всячески ущемлялись националистически настроенным административно-командным аппаратом. Даже для того, чтобы получить высшее образование, лезгины должны были платить единовременную сумму, называемую «лезги пулу» — «лезгинские деньги».
В 1959 году в городе Кусары было создано литературное объединение «Сердечное слово», которое считало главной задачей восстановление конституционных прав лезгин, боролось за объединение лезгин, добивалось для них государственности. Усилия членов объединения привели к принятию в 1963 году специального Постановления ЦК КП Азербайджана об обучении лезгин на родном языке, издании районной газеты и решении других культурных задач. Но это постановление до сих пор не выполнено. Как я уже отметила, для получения высшего образования лезгинам приходилось платить деньги. Те, кто не мог внести плату, назначенную преступной рукой, вынуждены были менять паспорта и записываться азербайджанцами. Это был неслыханный в истории акт насилия над народом. Все это, к сожалению, делалось от имени Советской власти и на основании советских законов, а точнее — узаконенного беззакония. Но, несмотря на это, лезгины, проживающие в Азербайджане, выдвинули из своей среды более 120 докторов и кандидатов наук, талантливых специалистов в различных областях народного хозяйства. И все же лезгины в Азербайджане значительно отстали от своих соплеменников, проживающих в Дагестане.
Лезгины были и остаются одним из крупных этносов Кавказа. Численность лезгин даже по неполным данным составляет более одного миллиона человек. Согласно переписи населения 2010 года, численность лезгин в России – 476,228 человек. Общая численность лезгинских народов в России составляет более 700 тыс. человек. В Азербайджане лезгины – третий по численности народ; согласно переписи 1999 года, зафиксировано 178 тысяч. Но по данным экспертов, в Азербайджанской Республике проживает от 500 до 800 тысяч лезгин. На втором месте – талыши, от 1,5 до двух миллионов. Лезгины также проживают в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Туркмении и в других бывших республиках СССР.
В настоящее время лезгинский народ состоит из 11 близкородственных народностей. Помимо собственно лезгин, в него входят также лезгиноязычные табасаранцы, рутульцы, агульцы, цахуры, удины, крызы, будухцы, арчинцы, хиналуги и хапуты.
Лезгины и лезгиноязычные народы компактно проживают в десяти административных районах Дагестана: Агульском, Ахтынском, Дербентском, Докузпаринском, Курахском, Магарамкентском, Рутульском, Сулейман-Стальском, Табасаранском, Хивском, а также городах Махачкала, Каспийск, Дербент и Дагестанские огни. Общая площадь территории расселения лезгиноязычных народов составляет 34% всей территории Дагестана.
В Азербайджанской Республике лезгины проживают в основном в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Шемахинском, Исмаилинском, Геокчайском, Кабалинском, Варташенском, Кахском, Закатальском и Белоканском районах, в городах Баку и Сумгаит.
Важным фактором увеличения численности лезгин в Дагестане лезгинские авторы считают поток переселенцев из соседнего Азербайджана. Низкий экономический уровень Азербайджана, полное безразличие к сфере социальной поддержки населения, шовинистическая государственная политика, которая приводит к бюрократической ассимиляции лезгин (проще говоря, их просто записывают в азербайджанцы), в сочетании с беспредельной коррупцией чиновничества, бедствиями, вызванными Карабахской войной, оккупацией земель и изгнанием с них до 1 млн азербайджанцев — все эти мотивы не могли не привести к устойчивому потоку эмиграции «за границу», то есть в Дагестан.
После распада СССР и провозглашения Азербайджаном независимости, лезгины одними из первых среди коренных народов этой земли встали на путь национальной-освободительной борьбы. В 1990 году лезгинские активисты создали организацию под названием “Садвал” (Единство). Впрочем, идея создания такой организации возникла еще в 60-х среди дагестанских студентов. Целью организации, согласно принятой программе, являлось «содействие воссоединению лезгинского народа в пределах территории его компактного расселения в Российской Федерации и Азербайджанской Республике, а также восстановление его национальной государственности в рамках единого лезгинского государственного образования на основе общепризнанных международных политико-правовых норм и принципов права наций на самоопределение».
Лезгинские активисты сами назвают «Садвал» «одним из самых трагичных на пост-советском пространстве общественных проектов конца 20 века». С момента обретения Азербайджаном независимости именно «Садвал» представлялся азербайджанскими властями в качестве одной из самых главных угроз молодого государства. Однако борьба за единство народа была жестко пресечена азербайджанскими властями.
В 1994 году активисты «Садвал» были обвинены азербайджанскими властями в подрыве бакинского метро. Напомним, что 19 марта 1994 года в результате взрыва на станции метро «20 Января» Бакинского метрополитена погибло 14 человек, ранено 49. По утвердившейся в Азербайджане версии, теракт организовали спецслужбы Армении, использовав в качестве исполнителей «боевиков» «Садвал», прошедших подготовку в Армении.
Представители же «Садвал» категорически открещивались от данного теракта. По сей день некоторые лезгинские активисты утверждают, что теракт был организован спецслужбами самого Азербайджана, чтобы покончить с «Садвалом»! Тем не менее, власти Азербайджана, объявив, что «Садвал» занимается антиправительственной деятельностью, полностью разгромили ячейки движения на своей территории. Все первичные организации в Азербайджане были закрыты, было арестовано более 1000 человек, около 100 человек осуждены на длительные сроки. Правовой центр «Мемориал» и «Правозащитный центр Азербайджана» признали фигурантов этого дела политзаключенными.
Лезгинский общественный деятель Гаджи Абдурагимов так написал по этому поводу: «Баку, заставив под пытками признать всевозможные злодеяния ни в чем повинных людей, называя их “садвалистами”, проводив закрытый суд, не позволив никому ознакомиться с материалами следствия, вынес обвинительные приговоры активистам «Садвал» – от 15 лет лишения свободы до смертной казни (замененной позже на пожизненное заключение)».
Кроме этого, в начале 90-х в самом Азербайджане была создана Лезгинская народная партия, но, увы, она ничем не запомнилась! Наоборот, впоследствии стало ясно, что она, скорее, была создана самим азерайджанским правительством, чтобы более удобно управлять лезгинским движением! Некоторые из ее руководителей впрямую служили спецслужбам АР! Неслучайно, через нескольк лет после образования, точнее, после так называемого “бунта Ровшана Джавадова” в 1995 году, эта партия навсегда ушла в небытие! Часть из ее руководителей эмигрировала в Россию, а другие заняли “доходные” места в правительственных структурах Азербайджана.
В результате, в Баку поспешили объявить о полном разгроме Лезгинского движения. Но идеи Садвала, желание объединить лезгин даже после таких неудач продолжали жить в сердцах многих лезгин! Это привело к тому, что 21 сентября 2012 году состоялся новый, восстановительный съезд “Садвала”, где было избрано новое руководство организации.
Однако возрожденная организация, хотя и взяла себе раскрученное название движения «Садвал» 90-х годов, в своей деятельности значительно отошла от его политической повестки. В последние годы движение «Садвал» участвовало в событиях, связанных с защитой Самурского леса от откачивания грунтовых вод, с протестами против переименования улицы Советской в Дербенте в честь президента Азербайджана Гейдара Алиева и т.д.
Большим ударом для организации стало убийство в своей квартире руководителя «Садвала» Назима Гаджиева в 2016 году. А год до этого был убит еще один активист организации Руслан Магомедрагимов. Многие лезгинские активисты уверены в том, что в обоих убийствах четко прослеживает «рука Баку». С другой стороны, эти убийства доказали, что в Баку сильно обеспокоены возрождением «Садвала»!
Наши наблюдения показывают, что идеи независимости и объединения лезгинского народа очень сильны среди лезгин. Ныне на территории Российской Федерации действуют многочисленные общественные организации лезгин; есть федеральная национально-культурная автономия лезгин и пр. Десятки интернет-ресурсов занимаются распространением и пропагандой идей свободы среди лезгин. Еще несколько лет назад в деятельности лезгинских организаций наблюдалась сильная активность — особенно в направлении лезгин, проживающих на территории Азербайджана. В качестве протеста против политики азербайджанского правительства в отношении лезгинского народа проводились массовые акции в Москве, а также в Дагестане, например, в городе Дербент. Далее, относительно реального положения лезгин в АР было множество обращений в международные организации, лезгины организовали поездки представителей этих организаций в Азербайджан, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией. Но потом неожиданно обо всем этом словно забыли! Некоторые крупные лезгинские общественные организации начали проводить мероприятия в честь «дружбы азербайджанского и лезгинского народов», чего еще несколько лет назад невозможно было даже представить!
В результате, сегодня создается такое впечатление, что власти Азербайджана уже не особо обеспокоены деятельностью лезгинских организаций на территории РФ, так как многие из этих организаций сейчас в основном занимаются защитой прав лезгин в Дагестане!
Что касается Азербайджана, то там о какой-нибудь активности лезгин, увы, говорить не приходится. Там группа активных лезгин плотно сотрудничает с местными властями и занимается формированием удобной для Азербайджана картины о положении лезгин в этой стране!
Наши многолетние наблюдения позволяют нам выявить основные факторы, препятствующие развитию лезгинского движения в Азербайджане, и высказать свои соображения в плане их преодоления. Но в рамках нашей сегодняшней передачи я вынуждена довольствоваться только перечислением некоторых из них, на которые, на мой взгляд, следует обратить особое внимание. Точнее, я хочу рассказать вам о лезгинах, обращенных в салафизм, которых сейчас среди азербайджанских лезгин — множество. «Как салафизм может препятствовать лезгинскому национальному движению?», — можете спросить меня.
Во-первых, для салафитов нет такого понятия, как «народ». Они убеждены в том, что все мусульмане являются частью «мусульманской уммы» и поэтому должны объединиться в едином «Исламском халифате». Во-вторых, салафизм, в отличие от всех остальных мусульманских течений, очень легко управляется. Многие из вас, наверное, знают, что салафиты живут в отдельных общинах, каждой из которых руководит свой имам. Слово имама – закон для всех членов общины; все они беспрекословно подчиняются его приказам и указаниям!
Спецслужбы Азербайджана умело пользуются всем этим в своих интересах и стараются отвлечь рядовых лезгин от национально-освободительной борьбы с помощью салафитской религиозной идеологии. Далеко не секрет, что многие из этих имамов плотно сотрудничают со спецслужбами АР, точнее, выполняют их указания.
Разумеется, принадлежность к тому или иному течению – личное дело каждого человека, и никто не вправе заставлять человека отказываться от своих убеждений! Поэтому я очень хотела бы, чтобы наши зрители правильно поняли меня. Я не ставлю задачу рассказать о хороших или плохих сторонах идеи салафизма. Речь идет о незвисимости лезгинского народа, о возможном скорейшем объединении этого гордого народа! Проблема-то в том, что все коренные нетюркские народы – талыши, лезгины, аварцы, таты (парсы) и другие, которые вопреки своей воле были включены в состав этого псевдогосударства, в прямом смысле слова стоят перед угрозой исчезновения! Поэтому я утверждаю, что если лезгины не освободят себя, то они обречены на вымирание и исчезновение с лица земли!
Но не только салафизм является препятствием на пути лезгинского движения. Я тут сознательно не рассказываю о некоторых из проблем, ибо я уверена, что это только навредит нашим братьям! Очевидным для меня является то, что если лезгинские активисты в скором времени не займутся искоренением этих негативных факторов, лезгинское движение ожидает горькая судьба “Садвала”!
Я думаю, что реальное положение лезгинской освободительной борьбы хорошо описано в статьях одного из видных идеологов лезгинского движения, не получившего до сих пор должной оценки в лезгинской среде, — Вагифа Керимова, выступаюшего под псевдонимом “Lezgivi”. Он с болью в сердце описывает отношение некоторых лезгин к идее Лезгистана: «Говорят, предложили человеку бутерброд с маслом и свободу, человек выбрал бутерброд. Признаю негласную правду, так как живу в той среде лезгинских «авторитетов», которые предпочитают бутерброд с маслом и вынужден констатировать факт, что у этих людей существует патологический страх к словам «Лезгистан» и «Садвал». Данный страх обратил их в рабство собственного больного воображения перед виртуальной кровопролитной войной с армией Азербайджана. Им крайне неудобно произносить такие слова вслух, так как об этом могут услышать их приятели- азербайджанцы, с которыми они привыкли обниматься и, по обычаю азербайджанцев, целоваться в губы. Занимая определенное доминирующее материальное и социальное положение, эти люди со своей пораженческой позицией являются очень серьезным фактором препятствия установлению единства лезгинского народа и его национальной идеи. Для них суть «садвала» («единства») и Лезгистана заключается в политических заявлениях властей Азербайджана и негласных интересах этой тюркской нации». По мнению Каримова, «каждый неугодный властям Азербайджана лезгин, исходя из активности, по мере уязвимости и физической доступности был уже осужден и посажен. Остальных преследуют, за ними идет контроль через агентов влияния диаспор, так называемого «Конгресса азербайджанцев». Это происходит с молчаливого согласия лезгин, не понимающих необходимости ЕДИНСТВА (САДВАЛ) для сохранения лезгинского народа. Нас добивают по одному! Но всех не пересажаешь, и поэтому далее будет применяться такая тактика — выборочная охота.., тотальная ассимиляция всех лезгин на территории Азербайджана … и параллельно — подавление духа и влияния лезгин в Южном Дагестане. Вот так политическая машина системы бесперебойно работает уже сто лет, и далее эта территория будет оставаться ассимиляционным лагерем нетюркских народов».
Эти слова доказывают, что лезгинские патриоты, по крайней мере, самая передовая их часть, хорошо понимают проблемы и трудности своего движения и народа. Но, увы, даже сам В. Керимов ничего не пишет о путях и средствах решения этих проблем!
Наши постоянные зрители помнят, что недавно талышская редакция НТТ посвятила специальную передачу лезгинам. Речь в ней шла об обращении группы азербайджанских лезгин к своему народу с призывом пперейти к вооруженному восстанию против Азербайджана; судя по тексту обращению, лезгины уже не видят другого пути для освобождения своего народа, кроме как вооруженного восстания!
Мы не собираемся учить наших лезгинских братьев, указывать им на правильность или неправильность того или иного средства борьбы для решения проблем своего народа. Мы хотим только сказать им, что в любом случае мы готовы всячески поддержать их в этой борьбе! Мы желаем нашему братскому лезгинскому народу, чтобы они поскорее объединились вокруг идеи независимости и единства своего народа, чтобы в этот раз они выбрали “свободу”, а не “бутерброд с маслом”, чтобы этот древний и гордый народ обрел свободу и навсегда бы стер со своего пути пресловутую «лезгино-лезгинскую границу”!
Оставайтесь с Богом!
Ильхама ханум

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=hxD3OicP8Ro

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>