«

»

Май 16

Баку – город народов на юге Кавказа

Район г. Баку известен в истории тем, что еще в эпоху Александра Македонского здесь проживали албанские племена. Судя по находкам на Апшеронском полуострове, здесь издревле находили нефтяные фонтаны, которые били из земли и часто горели по самым разных причинам, в том числе и естественного характера. Уже в более поздний, скорее всего Сасанидский период, на территории будущего города появились храмы огнепоклонников – Атешга. А после падения царства Сасанидов в 7 веке арабские источники 9 века впервые упоминают город “Бакуйе”,  название которого в переводе с талышского толкуется как “место, где дуют ветры, ветреное место” («Во» – ветер, «ку», от слова «куйе» — бить, ударять, а по-персидски «Бад-кубе», что является калькой этого талышского слова). В древнейшие времена талыши использовали этот населенный пункт для проведения обрядов инициации. В определенные периоды года они приводили к морю юношей и девушек, оставили их на какое-то время, чтобы те доказали, что способны выжить в диких условиях, добыть себе пищу и защитить себя. Таким образом,  днем они занимались собирательством и ловили рыбу в море, охотились на дичь, а по ночам юноши жили в «Крепости парней» (талышс. «Зоә ғәлә), а девочки — в «Девичьей башне» (талышс. “Кинә ғәлә”). Ныне существующая в Баку “Девичья башня” также является памятником древней талышской культуры.
Уже после монгольского нашествия крепость и город в 14-16 веках начинают бурно развиваться. В 16 в. войска Сефевидов несколько раз брали город и разоряли его. В эпоху турецко-персидских войн 17-18 вв. крепость Баку несколько раз оказывалась в эпицентре сражений и разрушалась и теми, и другими. Известно, что правитель Сефевидов Шах Аббас I подарил Баку вместе с Рештом и Дербентом русскому царю Борису Годунову. При Петре Iгород впервые вошел в состав Российской империи, но во второй половине XVII Iв,. после смерти правителя Ирана Надир-шаха, когда на южном Кавказе ослабела власть персидских правителей и стали создаваться свои полунезависимые государства–ханства, в Баку тоже сложилось ханство-государство, просуществовавшее до 1860г. В составе Российской империи город стал в 1859г. центром вновь созданной губернии. А в 1862г. началось бурное экономическое развитие города и его пригородов, где были установлены сотни нефтяных вышек. После изобретения двигателя внутреннего сгорания во всем мире резко возрасла потребность в бензине, а керосин широко использовался в быту и для освящения улиц. Поэтому уже в 60-е гг. в город хлынули поток переселенцев и инвестиции. Быстро растущему Баку нужны были специалисты по самым разным направлениям и многие специалисты из России, из Тбилиси, из Европы в это время привлекаются в город. Энергия бурного экономического развития Баку привлекала и иностранный бизнес  – в конце 70-х на нефтяных приисках появились братья Нобель, корпорация “Ройал Датч Шел” и целый ряд банков из Европы. И если в 1860 г. в городе проживало всего 13 тыс. жителей, из которых около 5 тыс. были ремесленниками и купцами, то уже по переписи 1897г. в городе проживало 112 тысяч человек: 37 тыс. “кавказских татар” (43% населения), 25 тыс. армян (28%), 22 тыс. русских (24%), а также евреи, украинцы, немцы, французы. Город рос, расширялся и благоустраивался за счет нефтяных доходов. Большая часть рабочих и неквалифицированного труда приходилась  на долю “кавказских татар”. Приехавшие европейцы принесли с собой и европейские достижения – были открыты драматический (1873) и оперный театры, музеи и библиотеки. Наряду с нефтяными промыслами в городе стали открывать текстильные и табачные фабрики, механические, пивные, цементные заводы и банки. Наряду с этим строятся и церкви, и мечети – в конце 19 в. в городе было 5 православных церквей, 39 армянских, 2 католические и 555 мечетей (шиитских, поскольку в 19в. до 80% мусульман Бакинской губернии были шиитами). С 1883 г. железная дорогая связала Баку с Тбилиси и со всей российской системой железных дорог. Большое участие в интенсификации добычи нефти сыграл известный химик Д. Менделеев. Когда братья Нобель скупили большую часть нефтяных вышек, против них объединились русские и армянские предприниматели – Толле, Милов, Поляковы, Драшкович, Пирогов, Мухин, Ламанский объединили свои усилия и капиталы с Манташевым, Арамянцем, Цатуровыми, Энфеджианцем, Калантаровым, Мамуловым для вытеснения из бакинских промыслов Ротшильдов и Нобелей. Именно Манташев по совету Менделеева построил первый в Европе керосинопровод от Баку до Поти (Супса) с 1897г. до 1907г., который сразу же стал приносить баснословные доходы. В то время Нобели боролись с рокфеллеровской “Стандарт ойл” и, скупив акции этой компании к 1885г., заставили Рокфеллеров покинуть Россию и продать свои  нефтяные вышки. Братья Нобель стали в это время крупнейшими владельцами нефтяных вышек – из 255 бакинских вышек им принадлежало к концу 80-х гг. XXв. уже в 187, и тогда борьбу с могущественной компанией Нобелей, которых поддерживали банкиры Ротшильды, начали Манташев, Арамянц и другие. Уже в 1884г. предприниматель Микаэл Арамянц привлек тифлисского миллионера Александра Манташева принять участие в бизнесе нефтяной компании “Цатурян Арафелян и К.”. Манташев лично познакомился в Баку с деятельностью компании и держателями контрольного пакета акции и сразу вложил 50 тыс. рублей, а через 5 лет — 200 тыс. рублей. Когда же Менделеев посоветовал Манташеву построить трубопровод из Баку в Батуми (Супсу), то он сначала решил выкупить все акции у Цатурянов. В 1888г. Александр Манташев выкупил акции Арафеляна (450 тыс. рубл.), Туманяна (170 тыс. рубл.) и самого Цатуряна за 720 тыс. руб. Остались в компании только Манташев и Арамянц, которые вложили в ее развитие в 90-ые гг. XIX в. еще 9 млн. рубл. и уже в конце 90-х  заработали 30 млн. рубл. С 1892г. им пришлось противостоять братьям Нобель, которые тогда полностью хозяйничали в нефтяном бизнесе Баку. И в 1894г. Манташев начал скупать все акции компании Нобелей, выкупив за 30 млн рубл. контрольный пакет в 51,5% акций. Нобели проиграли борьбу за бакинскую нефть. Альфред продал Манташеву и 4 танкера, которые возили керосин и бензин в Италию, Грецию, Индию и Японию. Тогда же Альфред Нобель свернул весь свой бизнес в России и уехал домой в Швецию с вырученными тут деньгами,  где в 1896г. основалНобелевский фонд для награждения  выдающихся ученых в разных областях знаний. Так из бакинского нефтяного промысла были вытеснены шведские бизнесмены.
В последние десятилетия XIXв. в Баку быстро развивалась культурная жизнь. На улицах, на заводах и нефтяных приисках,   в театрах города можно было услышать преобладавшую речь татов, талышей (персидскую), русский говор инженеров и техников, армянскую речь купцов и ремесленников, немецкую, французскую и английскую речь различных приглашенных специалистов из Европы. Обращает на себя внимание и топонимика бывших бакинских пригородов, которые в настоящее время стали районами города: Сураханы, Балаханы, Нардаран и так далее. В названиях этих мест совершенно очевидны не тюркские, а талышские (в широком смысле — иранские) корни наименований. Все это служит ярким подтверждением того факта, что город был иранский по сути,   составлял органичную часть единого южнокаспийского цивилизационного пространства,  и к кочевникам–тюркам различных племен, живших в долинах рек и предгорьях Большого и Малого Кавказа, не имел никакого отношения. Заполнившие город тюрки не определяли в XIX и в первой половине XXв. его культурное лицо – все улицы и площади города, все культурные объекты были заполнены русской, немецкой, армянской и еврейской речью. Это только после второй мировой войны начались процессы, постепенно изменившие языковую и культурную среду, а уже на рубеже XX и XXI веков в городе Баку стала слышна только тюркская речь: 70%, русских, 100% армян, 90% евреев, 95% немцев, французов, бельгийцев, поляков покинули этот город, что привело к резкому изменению этнического состава населения да и культурно-цивилизационного начала города. Надо отметить, что вместе с представителями этих народов, город лишился целых профессиональных и социальных прослоек — представителей интеллектуальных профессий, грамотных инженеров, врачей, учителей, умелых ремесленников и проч. Показательно, что даже такой ярый поборник тюркскости, как академик Зия Буниатов, сказал в одном из своих интервью, что «город покинули специалисты, и в Баку запахло баранами»…   И никакие небоскребы и трассы спортивных гонок не изменят очевидный факт: многонациональный и дружный город переродился в сугубо национальный, тюркский, утративший подлинную культурную среду и свое неповторимое лицо.
Freetalyshistan.com

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>