«

»

Май 04

Орден мевлеви и вращающиеся дервиши в Конье

Орден мевлеви был основан в XIIIв. Джелаладдином Руми как отдельное направление ислама. И тогда 800 лет назад и сегодня именно город Кония в Малой Азии считается центром и родиной ордена вращающихся дервишей. В современной Турции именно танец вращающихся дервишей является одним из туристических продуктов, привлекающим иностранцев. Но орден мевлеви нашел только внешнее оформление в танце вращающихся дервишей, а в идеологическом и духовном отношении это суфийский орден, со своими идеями и церемониалом, обрядами.
Одним из важных признаков ордена является танец “сема”. Основатель ордена писал, что “сема”–это не просто танец дервишей, а стремление к познанию бесконечного в нашем реальном мире, это борьба за чистоту помыслов и приоткрытие тайн Бога. Последователи ордена мевлеви считают, что именно через танец “сема” происходит познание Бога и приближение к нему. Поэтому можно понять значение этого танца вращающихся дервишей для членов ордена мевлеви. Сам ДжелаладдинРуми писал, что однажды, когда он направлялся пешком в Конию он услышал звук ковки кузнеца какого–то изделия и этот звук подтолкнул его к первым вращающимся движениям. Окончательное оформление ритуалов и обряда, а также движений танца происходило в течении всего XIIIв.Слово “дервиш” персидского происхождения и обозначало аскета, бродячего отшельника.
По своему общественному статусу в средневековом Иране и Турции дервиши очень близко стояли к статусу и восприятию обществом христианских монахов. Орден мевлеви создавал свои догматы и убеждения на основе учения суфизма. Это направление исламского мистицизма зародилось на рубеже XI–XIIвв. Суфизм декларировал чистоту своих мыслей, чистоту идей и вероучения. В основе всех идей суфизма лежит мысль об общении с богом без посредников, с помощью специальных обрядов, ядро которых воспринимается как танец “сема”. Обычно танец этот исполняется на круглой площадке, которая символизирует весь мир на земле. При этом на красном ковре восседает на троне шейх. Ордена мевлеви, который символизирует престол ДжелаладдинаРуми, основателя ордена. Красный цвет символизирует собой приобщение к божественной благодати. Обычно дервиши ордена восседают  на черных ковриках и только тот, кто достиг особого уровня просветления, может восседать на белом коврике. Танцоров называют семазенами, они одевают белые балохоны, а на голове возвышается войлочная островерхая шапка. Начиная танец “сема” дервиши снимают с себя балахоны, что означает, что они готовы к процессу духовного очищения. Во время танца семазены расставляют руки в разные стороны, а правую ладонь поднимают к верх. Это является символом того, что дервиш обнимает весь мир. Правая ладонь к верху–это символ обращения к богу, левая ладонь приспущена вниз–это символ обращения к народу. Музыка и песня сопровождают танец. Слова песни рассказывают о достоинствах мавланы(основателя ордена). Во время танца вращающиеся вокруг дервиши одновременно совершают в танце круги вокруг всей площадки. Три вращения  подряд означают готовность дервиша  к духовному путешествию.Танец вращающихся дервишей символизирует мистический полет, обращение танцоров к сверхъестественным силам. Дервиши закрывают глаза и при этом в процессе танца кланяются друг другу.
Во время танца дервиши обычно в падают в экстаз и с помощью мистических приемов погружаются в божественную благодать. Эти взгляды не принимают ортодоксальные мусульмане и любые суфийские ордена они считают ересью. Зрителей обычно при наблюдении охватывают обездвиживающая людей очарованность танцем. Все члены ордена должны жить в бедности и аскетизме  они признают безусловно авторитет шейха. Дервиши ордена мевлеви обязаны воздерживаться от любых материальных благ и не считается зазорным жить на милостыню верующих.
Сам ДжелаладдинРуми, основатель ордена мевлеви родился в 1207г. в Балхе  государстве хорезмшахов, а умер в 1273г. в Кания, Иконийского сельджукского государства. В исторической литературе его признают величайшим персидским поэтом, проповедникомсуфизма. Он родился в семье богослова Мухаммада аль–Хатиби аль–Балхи (Баха ад–дин Валад), который прожил долгую жизнь однимизпроповедником суфизма с его строгим аскетизмом. Благодаря отцу Джелаладдин получил отличное, но тем временам образование–он владел персидским, арабским и турецким языками, читал философские произведения древних греков в арабском переводе, изучил тонкости и различные школы фикха–мусульманского юридического комплекса вопросов, а также астрономию, геометрию и сведения о целебных травах и лекарствах.
Отец его занимал почетное место придворного ученого при наместнике хорезмшаха в Балхе. После смерти отца в 1231г. Джелаладдин на некоторое время занял его место при дворе наместника в Балхе, но грозные тучи монгольского нашествия уже надвинулись и на Хорезм и на Балх. Первая волна монгольских нашествий в 1219–1222гг. уже прошла и оставила после себя разрушения, сожженные города и селения, горы трупов и миллионы жертв.Поэтому когда в 1235г. возобновляются монгольские вторжения, воспоминания от первого появления монголов в пределах ираноязычного мира были столь ужасающими, что Джелаладдин решил бросить Балх и отправится подальше от монголов, куда они не смогли бы добраться. В 1244г. он в Тебризе познакомился и подружился с Шамс ад–диномТебризи. Именно суфий Шамсад–Дин способствовал более углубленному погружению в суфизм ДжелаладдинаРуми. В этот же тебризский период своей жизни Руми написал большое количество стихотворений, в основе которых идеи аскетизма и скромности в жизни. Эти идеи Румивызвали сильное недовольство ортодоксальных мусульманских представителей духовенства и Руми покидает Тебриз и скитается по Малой Азии. Именно в эти годы он обосновался при дворе иконийского сельджукского султана Кей–Кавуса ІІ. Этот султан после поражений от монгольской армии признал себя их вассалом, сопровождал в войнах монгольскую армию и платил им ежегодную дань. Благодаря этому иконийскиесултаны сохранили свою страну от монгольского разорения. Кония в XІІІв. Была благоустроенным и благополучным городом, куда не доходили кони монгольских всадников. Здесь в КонииДжелаладдин написал самую крупную свою поэму. “Маснави”–это собрание персидских народных притч и сказаний фольклорного характера.Около 7 лет Джелаладдин провел в Алеппо и Дамаске, где изучал фикх (мусульманское право) и литература на арабском и персидском языке. От Шамс ад–дина Тебризи он унаследовал мистическую символику, отрицание ритуальных предписаний, отрицание различий между людьми различных вероисповеданий, любовь  представителям всех народов и рас, невзирая на цвет кожи и идеологию. Сохранился рассказ о том, что когда однажды вращающиеся дервиши ордена мевлеви танцевали свой танец “сем” в зал ворвались двое выпивших христиан и попытались присоединиться к танцующим. Мусульмане возмутились и хотели изгнать пьяных христиан, но Джелаладдин остановил их и пригласил христиан присутствовать при исполнении танца, но не препятствовать ему. Джелаладдин ввел в практику своих последователей в Конии совместные молитвы, танец вращающихся дервишей и ряд других обязательных постулатов ордена мевлеви. Однако окончательно все–же орден мевлеви был организационно оформлен и провозглашен в 90ыегг. XІІІ в. уже после смерти ДжелаладдинаРуми его сыном Валадом. Уже в XІVв. орден приобрел большое влияние и авторитет, а после включения Конии в состав Османской турецкой империи в XVв. танец вращающихся дервишей стал исполняться в Стамбуле и других городах. Но Джелаладдин Руми после своей смерти  в 1273г. был похоронен в Конии в Мавзолее, где уже покоился прах его отца. Поэтому традиционно и сегодня центром ордена мевлеви и вращающихся в танце дервишей и суфиев признается этот город. Суфии и сегодня призывают к аскетизму и любви между людьми различных вероисповеданий, исходя из того факта, что основу веры любого человека составляют не ритуалы или молитвы, церемонии или одеяния, а идея обращения к богу, как сверхъестественной силе. Поэтому неважно кто и как обращается к богу, как называет бога в молитвах, как именно он молится. Но самое главное в вере любого человека–это внутреннее очищение развитие лучших моральных качеств личности и постижения бога через самосовершенствование самого себя. По мнению адептовордена мевлеви, каждый человек сам находит свой путь к богу и не следует мешать никому в его самостоятельном пути к богу. В идеях суфизма много пантеистических мыслей и именно это часть вызывало к ним ненависть тех представителей мусульманского духовенства, которые считают только единственно верным учением.
Freetalyshistan.com

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>