«

»

Май 02

В.П. Никитин – выдающийся курдовед-востоковед

В.П. Никитин работал консулом России в Тавризе в годы Первой мировой войны, а в 1918-1919гг. был драгоманом русской миссии в Тегеране. Как востоковед он получил известность своей книгой-исследованием „Курды”, опубликованной в 1964г. Он родился в 1885г.в Петербурге и после окончания восточного отделения университета по персидскому разряду был направлен работать консулом в Тeбриз в годы первой мировой войны. Затем он работал драгоманом русской миссии в Тегеране. По роду своей деятельности ему пришлось много ездить к турецкой границе с Ираном и там он изучал различные курдские племена, их фольклор, верования и традиции, одежду и быт, обычаи брачные и военную подготовку. Особенно хорошо он изучил сказания и легенды племен мукри, бани-ардалан, джафф, келхор. Вдоль границы с турками в Иране жили племена мукри и баниарделан. Племена мукри жили в это время южнее оз. Урмия и принадлежат к северным племенам курдов. Мукри претендуют на то, что их язык, его фонетика и грамматика самые правильные и древнейшие среди всех курдов. О древности языка мукри еще в XIXв. писал выдающийся востоковед Роулинсон. Согласно племенным сказаниям это племя появилось возле Мехабада в начале XV века. Их вождь Сейор Эд-дин разбил тюркские племена джабуклу и прогнал их. Уже в 1583г. султан османский Мурад III закрепил своей грамотой эти земли за племенем мукри. Кроме того, он добавил им территории до Мосула и Эрбиля. В XVIIв. мукри распространились и в Миане, Мераге, Шахризуре. Среди мукри в этих районах живут племена дебокси, которых Никитин считал древним автохтонным персидским племенем, покоренным курдами-мукри и вошедшим в состав их объединения. Мукри прославились во времена Шаха Аббаса в войнах с турками, которых они все время громили и прогоняли на запад, в Малую Азию. Рядом с мукри жили курды племени билбас, которые враждовали и часть воевали с мукри, хотя бы они принадлежат курдскому народу. От племени билбас произошли восточноиранские курдские племена Хорасана – мангур, пиран, мамаш и хидри. Курды долго поддерживали в XVIIIв. Керим-хана Зенда, боровшегося с Каджарами за шахский престол. Многие историки считают, что племя зендов хотя и было маленьким и не очень авторитетным среди курдов, однако благодаря поддержке племен мурки вождь зендов едва не стал шахом Ирана. Несмотря на победу Фатх-Али-шах Каджар признал Эмиром племен мукри их предводителя Бурдак-хана. Другой вождь мукри Азиз-хан служил Каджарам в качестве сердара (генерала) их армии в середине XIXв. и даже был произведен в аджудан-баши Тегерана (военный комендант города). Шах Наср-эд-дин присудил ему высшее воинское звание сепахсалара, но вельможи при дворе обвинили его в сговоре с русскими и англичанами с целью оторвать Курдистан от Ирана и сделать его независимым. Он впал в немилость и при шахе Наср эд-дине во второй половине XIXв. удалился от двора и вернулся в свое родовое владение Букан. Мукри утверждают, что великий пророк Зороастр родился на их земле и здесь же начал проповедь религии зороастризма. Минорский считал, что язык племен мукри наиболее близок языку Авесты, а сами курды-мукри имеют много внешних черт сходства с индийскими арийцами. Южнее мукри проживают племена бани-ардалан. Их столица – маленький, уютный зеленый городок Сенне. Вокруг этого городка имеется множество надписей на пехлеви от Сасанидского периода. И недаром же Хулван, Касри-Ширин и Зохаб в сасанидский период часто упоминались при Сасанидах как любимые места отдыха шаханшахов. Курдские ханы Ардалана с XVв. правили независимо в своих землях – их вассалитет выражался в поставке войск или в армию шаха или в армию султана. Никаких других налогов они не платили ни Ирану, ни Турции. В начале XIXв. вождь в бани-ардалан Аманулла-хан имел высокий престиж и ему пожаловал шах титул „вали Курдистана”. Это был один из 4-х полунезависимых правителей в Иране, которых еще „Тазкират ал-мулик” в начале VIIIв. определяла как: 1) Вали Арабистана 2) Вали Луристана; 3) Вали Гюрджистана (Грузии) и курдский вали. При коронации шахов Сефевидов в Ардебиле вали Арабистана держал головной убор шаха с перьями, вали Гюрджистана – меч шаха, вали Курдистана – украшение из портупеи, усеянной алмазами. Все 4 вали должны были присутствовать при коронации шаха, а в его отсутствие только они имели право присваивать титул хана и награды Ирана. Сын Амануллы-хана Хосров-хан женился на Валийе-ханум, одной из дочерей Фатх-али-шаха. Ее сын Голам-шах в 1865г. стал последним вали Арделана. А после его смерти Наср-ад-дин шах долго не утверждал никого правителем Арделана и в конце концов фактически ликвидировал должность „вали Арделана”, назначив туда правителем своего дядю Мотамид ад-Доуле. Род Арделанских курдских ханов хотя и лишенный власти, но сохранял авторитет. В 1918г. его представитель Фахр ал-Мулк явился правителем Шустера и Дизоруля. Соседями Арделана являлись племена джафф. О них ходила слава как о свирепых и неистовых вояках, большую часть жизни проводящих в войнах. Около 1700г. вали Арделана вознамерились подчинить себе джаффов и нанесли им поражение. Часть джаффов после этого бежала к туркам, а другая часть покорилась Арделану. Это были маленькие племена кадир, войски, тайшай, калкани, нирджи и гуркайч. Джаффы бежавшие на запад к туркам насчитывали около 100тыс. женщин, детей, стариков, из них около 20тыс. взрослых мужчин. Около 1500 семей джаффов обосновались у гуранов и их в XXв. стали называть джафф-гурани. Француз Ферье в середине XIXв. писал о джаффах: „Нельзя не восхищаться благородством с которым джаффы носят свои лохмотья. При этом они охотно готовы показать и похвастаться роскошью своего оружия, блеском клинков”. Главы племен джафф люди многословные и хвастливые. И Турцию, и Иран, по мнению В. Никитина в последние 100 лет спасало от нашествий и грабежей курдских племен то, что они не могут жить в мире и постоянно враждуют между собой. Далее на юг живут гурани. Их происхождение до сих пор вызывает споры. Никитин считал их одним из курдских племен, но ряд племен этого союза говорят на персидском диалекте, а соседние с ними муры уж точно говорят на диалекте персидского языка. Никитин подробно описывает племена келхор, возле Керманшаха. Большая часть келхоров занимается кочевым горным скотоводством, но при этом они сеют хлеб и даже какую часть его продают в другие области Ирана. От Керманшаха до иранской границы ведет дорога на Багдад. Келхоры имеют здесь 21 пост и берут налог за проезд каравана и в ту, и в другую сторону. В 1946г. племена келхор управлялись Аббас-ханом. Хотя тегеранское правительство стремилось уничтожить власть родовых фамилий ханов, Аббас-хану удалось и в последующие годы быть вождем келхоров. В XXв. правительственный нажим на курдские племена усилился и в Турции, и в Иране. Власти стараются искоренить из сознания курдов идеи независимости и стремление к созданию собственного государства. На международном уровне вопрос о государственности курдов впервые был рассмотрен в тексте Северского договора 1920. В статьях 62-64 этого договора предписывалось предоставить местную автономию курдам в районах их компактного проживания. Однако эти решения так и остались на бумаге и понадобились десятилетия борьбы курдов за свои права, прежде чем несколько лет назад на севере Ирака курды Эрбиля создали парламент и национальную автономию. В 1925г. Лига Наций по докладу графа Телеки приняли решение о мандате на 25 лет на курдские территории. Лига Наций вручила мандат на курдские земли в Мосуле (Ираке) с тем чтобы англичане подготовили их к самостоятельной жизни. Однако восстания курдов продолжались и в 20-ые, и в 40-ые, и в 50-ые гг. XXв. В их положении практически ничего не менялось, а их новые поколения вступали в жизнь – идеей независимости и объединения всех курдов в одном государстве. Понятно, что это задевает интересы и границы и Турции, и Ирана, и Ирака, и Сирии. Поэтому курдский вопрос сегодня представляет из себя сложный клубок проблем. Дерсимское восстание курдов Турции в 1933-1934гг. было с обычной для турок жестокостью подавлено, но сегодня и курды Турции, и курды Ирака с гордостью вспоминают страницы и героев этих событий, как и события Дерсимского восстания 1937г. Иран проводит по отношению к курдам более взвешенную политику. Официальная пропаганда утверждает родство курдского и персидского языков, подчеркивает общие корни культуры, традиций и обычаев. Иранские власти утверждают, что никаких серьезных причин для вражды между курдами и персами не имеется. Благодаря ряду мер правительства Ирана в 50-ые и 80-ые гг. прошлого века в курдских районах Ирана появились школы и общественный транспорт, водопровод и освещение электрическое. Жизнь в курдских провинциях Ирана за последние 25 лет очень сильно изменилась в лучшую сторону. Поэтому иранские власти решительно отвергают идею „Большого курдского государства” путем объединения всех курдов в одном государстве. Они считают, что курды такие же граждане страны и для их развития делается все возможное в стране. В отличии от Ирана и в Турции, и в Ираке курды находятся в более напряженных отношениях с властями и продолжают настаивать на создании своего национального государства.
Freetalyshistan.com

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>