«

»

Апр 02

Искажения армянского наследия Арцаха (Карабаха) по Шнирельману

В своем недавнем интервью агентству РЕГНУМ в прошлом году известный московский историк и этнолог, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН доктор исторических наук Виктор Шнирельман так отозвался о современных  публикациях по Арцаху азербайджанских ученых: “Они  пытаются всеми силами  дегуманизировать и  выставить  в неприглядном  свете своих соседей  — армян  путем распространения самых грязных сплетен, чудовищных слухов и откровенно сфальсифицированных данных”. Шнирельман не раз отмечал в своих монографиях, что все построения и теории современных азербайджанских авторов о происхождении армян и особенно, армян Арцаха, носят  искусственный характер и прямо продиктованы высшей властью – ведь президент Ильхам Алиев уже  не раз обращаясь к своей Академии Наук требовал, чтобы были созданы книги  и теории обосновывающие на мировом уровне, что  территория Армении и тем более Арцаха – это исконно древние азербайджанские земли, хотя такой страны в истории до 1918 г. вообще не известно. И с международным признанием очевидных фальсификаций не очень получается – любой итальянский, немецкий, английский или французский автор, не говоря уже о русских, слушает бредни современных  азербайджанских историков о том, что никаких армян  на Южном Кавказе уже давно нет, а те кто живет в  современной Армении и Арцахе завезены туда (на  азербайджанские земли! Sic!) в XIXв русскими как  неудачную  шутку пациентов врачей известного психиатрического характера. Но никто в мире, конечно, не  принимает всерьез попытки изобразить армян “пришельцами” мигрантами недавнего прошлого. Однако для обоснования подобного тезиса для Арцаха даже приводятся мнения о том, что уже в XIXв. население там – это кочевники тюрки племен джеваншир и огузик, а армяне только спорадически встречались кое-где  в Арцахе (Карабахе). Напомним, что в течении 1829-1834гг.  из Ирана  действительно переселилось 83 тыс. армян, из которых в Карабахе  осело 4 тыс. человек, около 11 тыс. проследовали в Тбилиси и на Северный Кавказ и только около 68 тыс. поселились в различных районах  Армении, где уже проживало в это время свыше 630 тыс. армян. Трудно себе представить, чтобы такое количество переселенцев кардинально изменили этнический состав коренного армянского населения страны. Но уже  в 50-ые гг. прошлого века была сделана попытка объявить памятником албанской литературы произведение одного из армянских историков Хв. Мовсеса Каланкатуаци. Один из азербайджанских историков З.Ямпольский высказал предположение (недоказанное впоследствии), что  может быть это сочинение  было написано сначала на албанском (гаргарском) языке, а уже  потом (в ХI-ХIIвв) переведено на армянский (грабар-древнеармянский) и в этом виде сохранилось и дошло до нас. Но любое предположение нужно  доказывать, а тут нет никаких доказательств. А самым любимым занятием азербайджанских ученых стало массовое переименование исторических личностей, поэтов и писателей живших  и творивших в Арцахе в албанцев. Начали с князя Шакки 9 в. Сахла Смбатеана – его объявляет то албаном, то тюркским предводителем,  вопреки известиям арабских авторов, что он был армянином и ираншахиком, пленил  бежавшего  Бабека и выдал его халифским войскам. Некоторые пошли дальше – даже хорошо известных в исторической науке Киракоса Гандзакеци, Мхитара Гоша и поэта Давтука объявили албанскими (а значит азербайджанскими) авторами. И это в то время когда в армянской литературной традиции все эти  лица числятся уже давно и заслуженно как важнейшие авторы армянской литературной традиции. При этом азербайджанцы создали миф о том, что якобы, богатая литература на албанском (гаргарском) языке уже в середине века  уничтожилась армянами, а  ее произведения предварительно переводились на армянский язык. При этом, естественно, армяне искажали все албанские тексты, и вымарали оттуда все связанное с Албанией. Совершенно голословное  бездоказательные утверждения стали  аксиоматическими. Даже религиозную борьбу  монофизитства с православием изображают как борьбу армянских католикосов (ставленников арабских халифов) с византийским православием  на Кавказе. При этом совершенно замалчивается реальный факт уничтожения сельджуками огромного количество армянских рукописей.  Десятилетиями делается все, чтобы оторвать население армян Карабаха от  всей, чтобы  оторвать население армян Карабаха от всей остальной  Армении.  При этом появились даже работы утверждающие, что коренное население Карабаха говорило еще в середине века на  тюркских языках, а сюнийский диалект армянского языка это  вовсе не армянский, а разнородность албанского языка. Таким образом, и жители  Сюника вовсе не армяне, а  арменизированные албаны.  Бедные  сюникцы – а они-то и не   догадывались. И это в  то время как давно уже  известно, что диалекты Ташира, Сюника, Лори, Карабаха всего лишь периферийные варианты одного и того же армянского языка. А З.Буниятов сделал акцент не на языке, а на культурных и архитектурных  памятниках, утверждая, что Арцах арменизировался после XIIв. Появились утверждения, что несмотря на арменизацию жители Арцаха – Карабаха как память о  своем албанском прошлом сохранили особое отдельное ор армян самосознание, выражением чего, якобы, явилось наличие  до 1836г. особого албанского  католикосата. Тот же Буниятов и за ним Исмаилов, Ахундов, Геюшев и др. стали утверждать, что Арран ( и Карабах как часть его) никогда не выходил политически или этнически  культурно в Армению, ареал армянской культуры. Заявлялось, что  Карабах-Арцах был  в середине  века частью Албании и  развивался всегда в русле албанской культуры, а Гандзасарский монастырь  — классический образец албанской архитектуры, хотя даже любой неспециалист при самом беглом взгляде засвидетельствует, что это совершенно армянский памятник.  Уже не говорим о компетентном мнении историков архитектуры. При этом утверждалось,  что арменизация этой части Албании (Арцаха) к сожалению, видите ли, произошла в X-XIIвв, но это  вовсе не означает, что армяне Карабаха имеют  право на ту землю на которой они и сегодня живут.  Получается казуистика  сплошная – Карабах – Арцах вовсе не  Карабах, а провинция Албании, но уже если есть  доказательства, что армяне издревле там живут и все памятники об этом говорят, это мол, якобы еще ничего не значит, а земля на которой “издревле живут армяне” все равно албанская. Показательна также история о том, как Буниятов пытался очистить от армян Нахичевань и в своих поисках нашел в Турции какое-то село с таким названием, хотя все армянские и арабские рукописи говорят и Нахичевани-на-Араксе. То же самое он проделал в исторической Шакки-вдруг обнаружил его село с таким названием в Сюнике и вопреки всем историческим фактам, связал историю Сахла Смбатеана не с истинным Шакки, а с этим надуманным. При этом сам Сахл  объявляет “албанским князям” и помещая его владения в Сюнике пытаются передвинуть границу Албании аж в пределы исторического Сюника. Даже в Грузии нашлись последователи этой фальсификации – они стали писать, что Шакки северное идентично грузинскому Эрети  и надо историческое Шакки 9в. искать как предлагают азербайджанские авторы, на юге, в Сюнике, возле Аракса. Разумеется, армянские ученые решительно возражали этой хлипкой попытке стереть из истории всякие упоминания об армянских князьях. Из всех армянских архитектурных памятников Карабаха упоминалось только о крепости Джраберд – по армянски “вода” и “крепость”. Это резиденция армянских князей – меликов Исраелянов в XVII-XIXвв. забыли при этом упомянуть, что рядом с крепостью Джраберд имеется армянский монастырь XVIв.  Ерек Манкун к с большим количеством хачкаров с армянскими надписями. И это в то время как в одном только Карабахе не менее 60 монастырей и 500 церквей с армянскими надписями и их принадлежность армянам даже не оспаривается – их просто замалчивают, как будто и нет этих материальных свидетельств армянского присутствия.  Позже делались попытки изобразить историю народов живущих в Азербайджане как исключительно мусульманскую, а память о христианской  Албании вообще стереть.  Следующим этапом явилось в 80-90ыегг. прошлого века не просто замалчивание или искажение,  а попытка полного присвоения всего армянского культурно-исторического наследия Карабаха. За всеми этими потугами  и то и дело проявляющимися  новыми  интерпретациями истории и  культуры народа Карабаха четко просматривается идеологический заказ правящих кругов Азербайджана. Дана команда сверху – сделать все возможное и невозможное (и этого  больше), чтобы во что бы то ни стало доказать отсутствие права армян  Карабаха на свою историю, на  свои памятники, на свою церковь, на свой родной армянский язык. А когда это видят, об этом пишут еще и неармяне, как В.Шнирельман, это вызывает особое неудовольствие и обвинения в некомпетентности, поскольку других  аргументов не остается. Но истина остается объективной и со стороны всегда виднее. Так что не только армяне уверены, что народ, издревле живущий на этой земле имеет право на свою же землю и свободу.
Самил Калантаров

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=uGLdcD2fJP4&list=RDuGLdcD2fJP4&t=384

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>