«

»

Мар 23

Насири Хосров – путешественник и проповедник исламизма

Выдающийся персидский путешественник XIв. Абу Муин Насири Хосров аль-Кубадияни родился в 1004г. в Кубадияне (современный Таджикистан). Он получил первоначальное образование в Балхе, а затем служил при дворе Газневидского султана Махмуда, пока  сельджуки не разгромили  державу Газневидов в 1038г. Затем он переселился в Мерв и жил в Хорасане, откуда и совершал свои путешествия в Ирак (Багдад), в Малую Азию в Палестину и Египет, в страны северной Африки и Аравию, а затем он отправился в Панджаб (северная Индия) и области Кандагара и Герата. Все свои  путешествия  и увиденное им Насири Хосров описал в книге “Сафар-наме”. Немецкие  ученые еще в XIXв. опубликовали прекрасный сборник его  стихотворений,  а уже в 1928г. в Тегеране увидел  свет новый сборник  его стихов и текст “Сафар-наме” тоже трижды издавался в Иране в XXв его перевели на французский, английский и русский язык. Известно, что персидская аристократия после арабского завоевания почти двести  лет  сопротивлялась принятию ислама и старалась сохранить зороастризм. Когда стало ясно, что это  невозможно то персидская аристократия приняла ислам в форме шиизма в Xв. Тогда же началось возрождение персидского  языка, хотя отношение к нему при арабах было презрительное. И в XIв. помощью обществ шуубийа началось возвращение к истокам-персидскому патриотизму. Аристократия и высшие слои общества в Иране приняли шиизм  как альтернативу арабскому суннизму, как знамя борьбы за возрождение национального иранского государства. Однако в XIв. обстановка в Иране была  осложнена газневидским и сельджукским завоеванием. Шиизм победил в Египте, где с X в. у власти находилась династия  Фатимидов. Фатимиды понимали, что у них не хватит  сил для  нападения на Аббасидский халифат со столицей в Багдаде и поэтому  поддержали  тайную пропаганду шиизма исмаилитами, которых в Иране  поддержали средние слои феодалов. Широкое распространение мистицизма привело к появлению исмаилитских обществ, крепостей, а в конце XIв. и государства. Все патриотически настроенные персы  становились исмаилитами. Насири Хосров с детства носил прозвище Алави (шиит-исмаилит). Судя по его  поэзии, он получил в юные годы прекрасное по тем временам образование.  Он имел небольшое земельное владение, которое позволяло ему  не только получить  образование, но и совершать дальние путешествия.  Он был типичным персидским средним феодалом своего времени. Какое-то время он даже был сборщиком податей в Мерве. Но в  1045г. в  его  жизни  наступает резкий поворот —  он решил отказаться от обычных благ благополучного чиновника и  совершить хадж в Мекку.  Первое его  путешествие в Аравию продлилось 7 лет. Побывав в Египте он увидел разительную пропасть в положении народа и правящего класса феодалов. Во всех странах и городах, которые  он проезжал, он наблюдал произвол властей и полное бесправие простых людей. И только в Египте, где  правили шииты —  Фатимиды был порядок, спокойствие законность и высокое благосостояние народа. Все это так подействовало на него, что он круто меняет свои политические и религиозные взгляды и становится ревностным исмаилитом. Неизвестно, как он сблизился с шиитскими   правителями Египта, но фатимидский правитель Египта халиф Мустансир посвящает его в ранг “дош” (проповедника) исламизма и благословляет Насири Хосрова на проповедь исламизма в его  родном Хорасане. Это ясно становится из стихов самого автора. Судя по  упоминаниям в стихах он получает  довольно  высокую  степень —  “худджат” (выдающийся проповедник) Насири  Хосров возвращается   в родной Балх и становится страстным проповедником крайнего шиизма – исламизма. В своих проповедях он обрушивает  обвинения на турок-сельджуков и их беззакония, на мягкость и податливость туркам багдадских халифов. О нем и его речах узнают местные власти Балаха и начинаются преследования. Спасаясь от них великий путешественник бежит в Мазандаран.  Но и здесь его находят и уходя от  преследования он сново бежит – на этот раз на Памир, в высокогорный Бадахшан. Там, уединившись среди  горцев он создает  философские произведения и лучшие из своих стихотворений. В стихах этого периода ощущается одиночество и жалоба на трудные условия жизни. Однако его проповеди исламизма не проходят даром – до наших дней в горах Бадахшана имеются исмаилиты, а  особым уважением пользуется тайный орден “Насирийе”, названный в честь него. Созданные в Бадахшане теоретические философские работы говорят нам о глубокой начитанности автора и хорошей его подготовкой. Он знаком с арабским  переводом  работ Аристотеля и трактатом  Авицены (Ибн-Сино) и аль- Фараби. Кроме стихов любовного и панегирического  характера, он  писал стихи  по изложению основ учения исмаилитов, трактаты по алхимии и магии, предсказаниям и гаданиям. Особое место среди  его произведений занимает  “Сафар-наме”- книга о его путешествиях. Автор в ней живо и  простым языком, без вычурностей излагает  увиденное им самим в различных странах исламского мира. Книга снабжена также рисунками наиболее примечательных памятников, по-видимому это рисунки самого Насири  Хосрова. Он также пишет о том, что ежедневно вел  путевые записи,  что-то вроде дневника. Особенно интересны для нас его описания быта кочевников, с которыми он жил  по несколько месяцев, картины жизни двора правителя Египта, описания городских кварталов Багдада и Нишапура, Рея, и Хамадана и других городов. По ходу повествования автор часто отвлекается на рассуждения и добавления в текст. Если сравнить с историческими произведениями того  периода, то мы  увидим  четкую разницу —  историки описывают как правило только жизнь правителей и высших слоев общества, а в “Сафар-наме” можно видеть ежедневную жизнь простых людей. Так, он с удивлениями пишет, что  верблюдов кочевники кормят в основном финиками, а среди бедуинов многие питаются всю свою жизнь верблюжьим мясом, верблюжьей шерстью и войлоком. Получается, что для арабских бедуинов основным средством выживания служили верблюды.  По многим деталям видна нищета и голод,  постоянная борьба за  выживание,  которая  и составляла  жизнь простых крестьян. Особо трепетное отношение мы видим у Насира Хосрова к воде — везде он подчеркивает, чистая, вкусная, проточная и застоявшаяся вода снабжает жителей  в том или ином городе  или селении. Он видит заброшенные и бездействовавшие кяризы, каналы, водохранилища и с горечью говорить о грабежах простых крестьян феодалами и слугами султанов и халифов. Он оправдает тайные методы борьбы исмаилитов (ассасинов), которые не брезговали часто ядом и кинжалом устраняя со своего пути врагов или недовольных деятельностью тайных обществ. Создание тайных обществ исмаилитов вскоре после  смерти самого Насири Ходрова в  1077г. привело к созданию исмаилитского государства в горах южнее оз. Урмия. Крепость  Аламаут в 1090г. стала  столицей государства исмаилитов. Проповедь исмаилитских взглядов по всей территории  Ирана, Афганистана, Средней Азии и северной  Индии дела свои плоды —  уже в XIв.  шиизм получил большое  количество приверженцев и большая часть персов  принимала его как-бы  в знак протеста  против арабского господства. Немалая заслуга в этом принадлежит и  Насири-Хосрву – благодаря сотни таких проповедников  как, он  исламизм быстро распространяется по всей мусульманской  ойкумене,  но особенно  быстро он  пускает корни в персидских областях, расположенных по берегам Каспийского моря. Скрытый смысл-батин-становится оправданием исламистского  террора. Провозглашается  полная свобода для приемов и методов по достижению конечной цели – уничтожения неправедного и безжалостного арабского халифата, господства тюрок-сельджуков и достижения “царства справедливости”, создания такого государства, где господствуют закон и порядок, благополучие и  достаток жителей, где нет нищеты и голода, не произвола власть имеющих и все жители страны полноправны. Эти идея исламизма были наиболее привлекательны для Насиры Хосрова и его исследователей. Но совершенные исмаилиты делают акцент во всей своей деятельности на благотворительности и развитии образования.
Freetalyshistan.com

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>