«

»

Мар 23

Ибн Халдун о государстве

Особенностью учения Ибн Халдуна о государстве и политической жизни, которое он изложил в трактате “Мукаддима”, является соединение юридического и философского походов к государству. В первую очередь он ставит задачу выявить “естественные законы” становления, развития и падения государства. Ему известна концепция исторического круговорота из античных источников. В противовес этой  теории он развивает идею общественного  прогресса как естественный закон развития  общества. Он отмечает важную роль, которую в жизни общества играет торговля и земледелие, формы государственных управлений. Для XIV в. Ибн Халдун более всех других мусульманских историков и философов обращается к формам прогресса и политическим особенностям разных типов государств. В отличие от многих других ученых он анализирует не идеальное, а реально существующее мусульманское государство. Исходя из этого, он разработал оригинальную классификацию форм правления. Ибн Халдун пишет, что любое общество нуждается в сдерживающем начале, которое противостоит естественному стремлению человека к агрессии и взаимному истреблению. Принудительная власть государства и есть это самое сдерживающее начало и показатель уровня цивилизованности того или иного народа. Государство подавляет членов общества, сплачивает разрозненные племена в единое целое и своей принудительной властью оформляет функции свои и внутри, и внешние. Различные формы человеческого общества у разных народов он пытается сравнивать, чтобы выявить законы общественного развития. В первую очередь Ибн Халдун интересуется причинами возникновения цивилизации. Он пытается понять, как одни смогли перейти от кочевого образа жизни, который он считает признаком дикости и первобытности к более высокому уровню общественной организации. Он сравнивает различные арабские государства в Африке и на Ближнем Востоке. Он наблюдал политические порядки берберов и персов, арабов и жителей Каппадокии и Киликии. Причем, некоторые формы политической организации недавнего прошлого в той же Каппадокии и Киликии он описывает больше с чужих слов, а вот всю северную Африку он проехал сам. При этом он сопоставляет роскошь городов с бедностью кочевников-бедуинов и тут же говорит о различном отношении к необходимости самого государства. Он видит три причины возникновения государства: 1) чисто психологическое явление, вызванное стремлением людей объединиться в единую структуру, способную защитить их; 2) экономическая причина толкает людей к слиянию в государство, потому что в одиночку и даже одной семьей очень трудно бороться с климатом и географией и добывать себе пищу от земли; 3) политическая причина возникновения государства заключается в том, что власть требует отношений подчинения подданных властелину. При этом Ибн Халдун считает, что политические явления периодически повторяются. Государственная жизнь не ограничивается только правителями, нужно включать в нее и подданных, рядовых граждан. Само государство имеет временные рамки – Ибн Халдун пишет, что сравнение множества государств привело его к мысли, что средний возраст любого государства от 120 до 150лет. При этом он говорит, что любое государство в первые 25-30лет проходит становление, потом расцвет – это еще 60-70 лет и потом начинается период разложения и гибели – это в среднем по 40-50 лет продолжается. Ибн Халдун проследил историю наиболее известных государств Тахиридов, Саффаридов, Сельджукидов, Саманидов, Газневидов, Хорезмшахов и приходит к выводу о том, что все они имели промежуток жизни около 150лет плюс-минус 30лет. Но все эти государства имели или более длительный (Саффариды – 600лет, а Саманиды – 200лет) или более короткий жизненный путь (Хорезмшахи всего около 90лет). Так что  время жизни мусульманских государств определяется Ибн Халдуном не очень точно. Превращение Халифата в обычное феодальное государство он обосновывал тем, что “веру заменил меч”. Он выделяет три разновидности форм правления – естественную монархию, политическую монархию и халифат. При первой форме правления политическая власть исходит только из корыстных личных побуждений правителя, его сумасбродства и прихотей. Другими словами это режим личной власти, деспотия. А политическое правление основано на рациональной, разумной основе выгоды для народа и всего общества. Такая власть противодействует всему, что наносит вред подданным. Но Ибн Халдун недоволен тем, что при этой форме правления политическая власть слабо связана с религиозными ценностями. Что же касается Халифата, то в нем вера и религия занимают слишком большое пространство, сужая поле для политических идей и теорий. В халифате правят мусульманское право, и шариат и только они  идеально учитывают все интересы подданных государства. Поэтому Ибн Халдун отдает предпочтение халифату как форме государственного устройства. Суверенитет монархии основан на принудительной силе и мусульманском праве, которое и есть высшая справедливость на земле. Человеку всегда необходима помощь ему подобных – без взаимной помощи невозможно добыть себе пропитание и социально реализоваться в обществе. Для Ибн Халдуна также характерно географическое объяснение многих политических явлений. Для XIV в. это было прогрессивное явление. Решающая роль ландшафта и климата была в то время вообще очень популярна. С точки зрения этой теории политическое развитие в истории зависит не от бога и религии, а от естественных причин и поэтому наука должна объяснить любые закономерности политики.
Ибн Халдун выделяет прежде всего климатический фактор. Он считает, что характер человека, его привычки и манеры часто продиктованы именно этим фактором. Согласно климату, все человечество он делит на 7 зон: развитая цивилизация теплых земель названа им умеренной; первая и вторая зона – это страны с жарким и удушливым климатом; страны шестой и седьмой зоны – это холодные пояса земли (Сибирь и Урал). К наиболее благоприятному для политического развития он считает страны умеренного пояса – Испания, Италия, Франция, Северная Африка, Сирия и Месопотамия, Индия и Китай. У всех жителей этой зоны по его мысли одинаковая кожа, антропологическое телосложение и сходные свойства характера. С этим тоже очень трудно согласиться. В современной истории никто не станет ставить рядом или считать родственными француза и китайца, араба и индуса, грека и иранца. Он отвергает в своих рассуждениях теории язычников о происхождении от единого предка. Фактически он жестко критикует тотемизм. Во всех своих рассуждениях Ибн Халдун исходит из ощущения явного превосходства жителей Востока (арабских стран) перед Европой (французами, греками, итальянцами) и в духовной и в материальной сфере жизни. Возможно, для XIV в. это так и было, но спустя пять столетий мир ислама, мир востока с удивлением и недоумением обнаружил свое явное отставание от Европы и в науках, и в образовании, и в уровне жизни, и в степени военного дела, и в юридических вопросах. Сегодня в отличие от эпохи Ибн Халдуна большинство мусульманских стран ищут пути модернизации и ускоренного развития современной цивилизации с высоким уровнем жизни большинства собственного населения.
Freetalyshistan.com

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>