«

»

Мар 21

Секта исмаилитов – крайних шиитов

В исламе их с самого начала назвали “гали-гулат” – вышедшие из пределов”, “крайние шииты”. Для  учения исламитов, появившегося в 8-м веке в Багдадском халифате, характерно обожествление Али и его потомков. Сами сторонники этой секты шиитов называли своих сторонников “исмаилийа”. Многие  ученые, занимавшиеся историей исмаилизма, отмечают, что в их учении явно видны следы маздакизма и учения хуррамитов Бабека. Как и другие секты ислама они требовали возвращения к чистоте и равноправию первоначального ислама. При этом исмаилиты отрицали справедливость и право на существования и Аббасидского, и Омеядского халифата и утверждали, что настоящим исламским государством может быть только имамат исмаилитов. Для исмаилитских взглядов характерно ожидание Махди-Мессии и за 12 веков его существования в Иране, Сирии, Ираке и Индии неоднократно появлялись и самозванцы-мессии и те, кого секта исмаилитов официально признавала таковыми. Но “наполнить землю справедливостью и истиной дойжен приход Махди” – эта фундаментальная идея исмаилитов так и  не была  осуществлена до сих пор, несмотря на факты существования в истории региона 2-х государств  Фатимидов Египта (910-1171) и государства исмаилитов Аламаута в Иране (1090-1256). Об учении исмаилитов до 11-го века  мало известно, главным образом потому, что о них в эти первые триста лет больше писали их враги и те, кто больше их не воспринимал всерьез. Часто при этом сознательно или бессознательно их смешивали с ответвлением от исмаилизма и учения шиитов – карматской сектой. А возникновение исмаилизма связывают с шестым шиитским имамом Джафаром ас-Садиком, который отстранил от наследования шиитского имамата своего сына Исмаила во второй половине 8-го века под предлогом употребления им  вина. Однако, та часть шиитов, которые  продолжали считать Исмаила седьмым имамом, завяляли, что имам непогрешим и может даже вино употреблять. Исмаил умер в 762 г., а отец пережил его на три года. Тем не менее именно Исмаил и дал название своим именем новой секте шиизма, а уже его сын Мухаммед ибн Исмаил был признан седьмым (вместо отца) имамом исмаилитов. Спасаясь от преследований халифата первые исмаилиты бежали на север и укрывались в округе Рея (Тегерана) и у дейлемитов и у талышей в районах возле берегов Каспийского моря. В это время еще не известна страна талышей и народ под таким именем, но поскольку в источниках речь идет об областях уже позже получивших это название считаем возможным проводить такую идентификацию. Более 200 лет после этого исмаилиты тщательно скрывались в отдаленных районах Ирана, Сирии и Горного Бадахшана. Они создали сеть пропагандистов “даи”, которые распространяли учение исмаилитов перемещаясь из одного города в другой под видом дервишей. Их число за эти 200 лет резко увеличилось в Сирии, Магрибе, Египте, Южном Ираке, Бахрейне, Хорасане. В это время отделилась от исмаилизма секта карматов, дальнейшая история которой развивалась самостоятельно. В 1029 г. султан Махмуд Газневи захватил г. Рей и прикаспийские области и по сообщению источников казнил и истребил здесь всех исмаилитов. Видимо, все-таки не всех, потомо что уже через несколько десятилетий в северном Иране, в районе южнее оз. Урмия исмаилиты захватили крепость Аламаут и создали здесь государство, готовившее смертников и убийц-одиночек, наводивших ужас во всех пределах мусульманской уммы. Именно исмаилитские убийцы по политическим мотивам расправились и с великим везирем сельджукидов Низам-ал-Мульком и со многими другими видными деятелями мусульманского мира. Создатель этого государства Хасан ас-Сабах заложил основы исмаилитского теократического государства. Его стали бояться султаны и шахи во всех концах тогдашнего мира. Но монголы не считались ни с какими свторитетами и когда войска хана Хулагу в 1256 г. захватили Иран, он осадил крепость Аламаут и уничтожил всех засевших в ней исмаилитов. Казалось,  об исмаилитах можно забыть.
Но в Европе они были известны с 12-13-х вв. под именем “ассасин” (ал-гашишиун) – “накурившиеся от гашиша”, так европейцы называли всех смертников-одиночек, готовых погибнуть, но при этом убить какую-либо известную личность. На территории Египта в 910 г. образовалось государство исмаилитов – династия Фатимидов назвала себя так в честь дочери пророка Мухаммеда Фатимы. Но и это государство продержалось недолго – в 1171 г. это государство было уничтожено курдской династией  Эйюбудов и второе исмаилитское государство перестало существовать. Многие исмаилиты ушли в это время в тайные скрытые места и стали вести пропаганду исмаилизма во всех концах мусульманского мира от Магриба до Индии. По словам историка 13 в. Раших ад-Дина им в это время принадлежало более 100 крепостей во всех странах мусульманского мира. Но имя и местопребывания исмаилтского имама тщательно скрывалось. Главой исмаилитов в 14-15-х вв. признавался имам из рода Низара. Рядовые члены секты исмаилитов-крестьяне и ремесленники, как правило и понятия не имели о тайном учении исмаилитов, но их привлекала тайна, которая обещала когда-нибудь познать совершенство мира. Для секты была характерна строгая дисциплина и вера в могущество имама, его совершенство, И все века существования исмаилитыжили  ожиданием прихода мессии-Махди. Они создавали отряды фидаинов – воспитанных в фанатизме молодых парней, готовых выполнить любой приказ главы секты. Исмаилиты активно использовали терроризм. Рашид ад-Дин приводит список  из 75 имен убитых исмаилитами халифов, султанов, везиров, 17 эмиров, 14 кадиев в Рее, Казвине, Хамадане, Исфагане, Гургане, Тавризе и Тифлисе.  Исмаилиты называли террористов рафиками. Самая обычная причина таких расправ исмаилитов – это месть за казни низаритов или уничтожение их святых мест. В 1501 г. Сефевиды создали в Иране свое государство и исмаилиты переместились к ним, в надежде на покровитльство новых шаханшахов. Действительно, на первых порах шах Имаил даже выдал замуж  за имама Шах Абузара Али (1496-1509) свою сестру. Исмаилиты в это время демонстрировали свою лояльность режиму Сефевидов и почти двести лет получали земли от них и становились  крупными землевладельцами. В 17- в. центр их имамата переместился в Западный Иран, где  в г. Махаллат возле Кума обосновался имам исмаилитов.  Исмаилиты восстановили свои тайные связи с общинами секты в Герате, Кандагаре,Бобмее, Кашгаре, Йемене  и Сирии Но в 1817 г их 43-й имам Халилуллах 3-й был убит во время религиозных волнений в Йезде. Чтобы помириться с исмаилитами Фет-Али-шах Каджар признал  13-летнего последнего имама Хасан-Али-шаха главой общины исмаилитов и даровал ему титул  Ага-хан, а также выдал за него замуж свою дочь Саруджхан. Ага-хан получил в управление округ г. Махаллата и г. Кума. Подросший Ага-хан Первый вступил в тайный  сговор с англичанами из Индии и во время Гератской войны в 1837 г. он поднял восстание по совету  англичан. НО как только шах послал против него регулярные войска, все воинство Ага-хана разбежалось без боя, а сам он бежал в г. Бам в Хорасане. Оттуда он обратился за помощью к англичанам в Бомбей и просил шаха о прощении (аман). Шах согласился  простить его и Ага-хан приехал в Тегеран. Но договориться с шахом не удалось и под предлогом поломничества Ага-хан покинул Тегеран и переехал в Керман. В 1840 г. он бежал на афганскую границу и попытался захватить один из городов Систана. Рабитый ханом Систан Ага-хан с остатками своих войск отступил в Индию. Отсюда в 1841г. англичане переправили его в Бомбей. Он строил планы при помощи англичан поднять восстание в Белуджистане в 1845 г.  однако  белуджи  не поддержали эти планы. Иранские власти несколько лет добивались высылки Ага-хана Первого из Бомбея в Калькуту В 1848 г.  он был выслан англичанами в Калькуту, но центр секты остался в Бомбее. В начале 20-го века исмаилиты изменили тактику – они занялись основанием мусульманских школ (медресе)  и университетов в Восточной Африке, Бирме, Индонезии и Малайзии, восстановили тайные связи с исмаилитами Кашгара, Бадахшана, Йемена и Сирии. С 1885г. секту исмаилитов возглавил Ага-хан 3-й (Султан Мухамед шах). Он управлял общиной исмаилитов 72 года (до 1957 г). При нем была принята новая программа деятельности исмаилитов, которые отказались от террора «рыцарей кинжала и плаща» и целиком переключились на образование  и благотворительную деятельность. Община отметила бриллиантовый (1946) и платиновый (1954) юбилеи своего предводителя. В честь этих событий были учреждены два благотворительных  мусульманских фонда – «Даймонд Джубили» и «Платиниум Джубили». Оба этих фонда  работают  и сейчас, но штаб-квартира их переместилась в конце 20-го в. в Канаду. Исмаилиты строят  больницы и школы, университеты и колледжи в Танзании, Кении, Бурунди, Руанде, Сомали, Джибути, Судане, Индонезии, Пакистане, Мадагаскаре, Афганистане и других странах. Сегодня общиной исмаилитов управляют Ага-хан 4-й, возглавивший ее в 1957 г. Его штаб-квартира располагается в Женеве, Швейцария. Исмаилиты поддерживают стипендиями студентов из исламских стран для обучения  фермерству и архитектуре, врачебному  делу и философии, журналистике и телеведущим. В 1982 г. был учрежден в Карачи (Пакистан) международный исламский университет с ежегодным бюджетом в 300 млн долларов. Фонды исмаилитов ежегодно финансируют исламские исследования в области богословия, истории, ислама, перспектив его трансформации и развития. Люди из близкого окружения Ага-Хана 4-го служили в 70-ые-80-ые гг. прошлого века в секретариате ООН, в различных международных организациях оказания помощи голодающим в разных уголках мира. Секретариат Ага-Хана 4-го располагается в Эглемоне, к северу от Парижа. Английская королева жаловала ему титул сэра, а десятки университетов в США, Англии, Франции, Пакистане, Италии, Марокко, Мадагаскаре и Португалии обьявили его своим почетным доктором. Жулналисты иногда задаются вопросом – откуда у секты исмаилитов такие солидные финансы – их капитал в разных странах мира оценивается в 4 млд долларов, не считая недвижимости. Никто не может дать вразумительного ответа на этот вопрос. Попытки некоторых адвокатов исмаилитов обьяснить происхождение их богатств золотыми запасами 18-19 вв. несостоятельны – Ага-Хан Первый так бежал из Ирана в 19-м веке, что не до золота ему было, лишь бы спастись. А значит все богатства исмаилитов создано в первой половине 20-го века. Некоторые английские и индийские журналисты 30 лет  назад писали, что это богатство создано наркоторговлей и другими неблаговидными делами. Однако никаких серьезных доказательств этих обвинений не было представлено и о них скоро забыли. Сами исмаилиты очень не любят, когда их спрашивают об источниках богатства и отшучиваются тем, что говорят о больших наследствах, доставшихся им по завещанию неких богатых шейхов. Версия богатых шейхов не лишена оснований – дело в том, что в Бахрейне и Катаре сегодня много карматов, весьма близких по своим убеждениям к учению исмаилитов. Возможно, нефтедоллары стран Персидского залива тоже принимают участие в финансировании деятельности современных исмаилитов. Достоверно это утверждать не берется никто, но община исмаилитов в финансовом отношении сегодня не нуждает
Freetalyshistan.com

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>