«

»

Мар 16

Низам aль-Мульк-гений иранской политической мысли

Согласно сведениям арабских и персидских источников Абу Али аль-Хасан ибн Исхак ат-Туси более известный в истории под лакабом- «Низам аль-Мульк» («упорядочение царства (правления)») родился в селение Радкан, возле г. Тус в Хорасане в 1018 г. В то время Хорасан был в составе государства Газневидов. Мать его умерла и растил маленького Абу Али его отец землевладелец среднего уровня. Он был озабочен тем, чтобы Абу Али хорошо владел персидским языком. Мальчика обучали математике и летературе, поэзии и  астрономии, Корану и хадисам. Уже в юном возросте Низам Аль-Мульк прочитал множество рукописей по истории и правоведению, по системе управления государств Сасанидов, Саманидов, Буидов и Газневидов. Все эти знания он впоследствии пытался полностью использовать в формировании государственного аппарата и обосновании теории централизованного государства с сильной властью султана – самодержца. Необходимость того и другого и востребованность взглядов Низам Аль-Мулька в государстве «великих сельджуков» (1038-1092гг) была вызвана тем обстоятельством, что в 30-ые гг XIв начинает создоваться сельджукская держава кочевников – огузов. Персидское по своей сути государство Газневидов рухнуло под напором орд кочевников и огузские племена хлынули в Хорасан а позже захватили весь Иран. Род сельджука возглавил это завоевательное и миграционное движение огузских племен. Воевать эти племена умели а вот управлять захваженной территорией – не очень. Особых традиций государственности у них тоже не было. И тогда, также арабы в VII в, сельджуки привлекают на службу местную иранскую знать, чиновников, военных. А Низам Аль-Мульк уже с 1040 г являлся чиновником аппарата управления провителя Хорасана, но после поражения Газневидов в битве при Денданакане в том же году, видимо, сумел оценить перспективы сельджукидов и решил поступить к ним на службу. Уже в 1059 г он являлся везиром в аппарате правителя Хорасана, брата султана Тогрул – бека известного полководца Чагры – бек. Сохранились легенды о том, что Чагры – бек завещал его в качестве советника и везира своему сыну Алп – Арслану. А до этого  в течени 4 лет Низам Аль-Мульк являлся главой налогового ведомства при Чагры – беке – дивана ал-Истифа. Американская исследовательница Карла Клауснер считала, что Низам Аль-Мульк много лет провел на службе в налоговом ведомстве прежде чем стать мустауфи – главой этого дивана. А в 1063г когда умер султан Тогрул – бек, у которого не было своих детей, его племянник Алп-Арслан был объявлен в Хорасане султаном и начал поход на Рей, столицу Сельджукидов. Молодой султан был смущен тем, что большинство племенных вождей огузов не хотели видеть его на престоле и выступили против него. Низам Аль-Мульк успокоил султана – «люди пера» (улама) поддерживают тебя и это важнее, чем количество войск у твоих противников. Султан поодиночке разбил своих противников и уже через месяц утвердился на престоле. А когда Алп-Арслан был убит в 1072г при штурме одной из крепостей в Средней Азии, его 18-летний сын Малик шах, вступая на престол, как пишет Ибн ал-Асир, произнес: «Ты мне вместо отца и поэтому я полностью доверяю тебе всеми делами государства». Таким образом, почти 30 лет Низам Аль-Мульк служил «великим везирем» у двух различных султанов и именно он выстроил и упрочил стройную централизованную систему государственного управления. Низам Аль-Мульк уважал в «людях пера» ученость и знания и даже тем, кто критиковал и обличал его недостатки проявлял уважение и почет. Ибн ал-Асир пишет, что он всегда вставал, когда к нему входили великие ученые ал-Джувейни и ал-Кушайры и то же  самое он проделывал, когда к нему приходил вечно недовольный и критикующий его ал-Фармади, шейх суфиев. Когда же его спросили о причине одинакового отношения к этим авторитетам той эпохи, Низам Аль-Мульк, якобы, ответил: «Эти двое перехваливают меня и это рождает гордыню во мне, а шейх ал-Фармади вечно ругает меня и обнажает мои недостатки. Это заставляет меня задуматься и изживать в себе многие недостатки». Сохранилось множество коротких рассказов о том, как Низам Аль-Мульк общался простыми раятами (крестьянами) в Табаристане и Гиляне, Хорасане и Исфагане. Он не считал для себя унижением сажать за один стол с собой нищих и дервишей. Рашид ад-Дин (писал в XIV в) сообщает, как однажды он попросил некоего эмира отсесть подальше, а нищего безруки пересодил за столом рядом с собой. Низам Аль-Мульк считал что мудрый правитель должен на подобии Сасанидов брать в армию и на службу из всех народов и племен, а для верности нужно из каждого племени иметь заложников при дворце. Он являлся вдохновотелем актиной внешней политики султанов Алп-Арслана и Малик шаха.  С его именем связывают войну с Византией в 1068-1071гг закончивщуюсу полным разгромом империи в битве при Маназкерте и походы Малик шаха на Самарканд, Герат, Кандагар и в Киликию. Уже в своей книге «Сийасат-наме» он пишет о том, что для поддержания порядка и сохранении в подчинении Грузии, Армении, Ширвана, Сирии и Палестины, Хорасана, Дейлама и Гиляна, Кашгара и Ирака, Мавераннахра (Средней Азии)  и Малой Азии следует довезти численность армии до 400 тыс. войнов и из всех этих стран требовать непременно залжников ко двору султана. Он мечтал о завоевании Индии и Китая, Египта и Эфиопии. Но эти планы мирового государства так и не воплотились в жизнь.  Низам Аль-Мульк утверждал, что любой правитель обязан быть справедливым, если же он не справедлив с поддаными, то бог ему этого не простит. Он ставит вопрос о моральной ответственности правителя перед богом за свое правления. Иногда «Сийасат-наме» называют политическим трактатом. Фактически Низам Аль-Мульк изложил в этой книге свою политическую теорию государства. Он приводит в своей книге различные примеры из политической жизни Сасанидов, Буидов, Саманидов, Газневидов и фактически призывает заимствовать из их практики методы управления, налогообложения, систему управления и принципы формирования армии. Именно «великий везир» способствовал распространению систему икта – земель, которые раздавались в условное владение. Он также основал по всему Ирану систему школ «низамийе», главной из которых считалось багдадская школа, где преподавал великий ал-Газали. Как и Газали он был озабочен проблемой соотншения власти султана и халифа, которая прибрела особое политическое звучение в XI веке. Определяя обязанности султана, он отдельно подчеркиварет необходимость сохранения баланса между кочевниками и оседлыми. Кочевники нужны для поставок войнов в армию, но нельзя позволять им грабить и обижать оседлое замледелческое население иранских областей. Везиры носили почетные прозвища – лакабы. Кроме Низам Аль-Мулька, другие везиры тоже стали носить лакабы – Амаид ад-даула (опора государства), Кавам ал-мулк (поддержка царства), Кафи ал-куффат (совешенный из совершенных), Шамс ал-куффат (солнце всех совершенных).Деятельность Низам aль-Мулька его образованность и подражание доисламским правителям Ирана вызывали злобу и зависть многих велмож. А его беспощадная борьба с Исмаилитами привела к тому что «старец гор» Хасан ас-Сабах подослал к нему ассасина Аррани, который в октябре 1092 г проник к Низам aль-Мульку в палатку и убил его ударом кинжала. Это был один из самых известных в истории ислама актов терроризма, но мысли, идеи и книга Низам aль-Мулька пережили столетия и привлекают внимание и у наших современников.
Freetalyshistan.com

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>