«

»

Мар 12

Кто такие хуситы

Хусисты (или военизированное движение “Ансар Аллахи”) или джарудиты вновь заявили о себе и новейшей истории в 2004г.
Основатель (возродитель) зейдизма в Йемене в 2004г Хусейн аль-Хуси был убит йеменской правительственной армией в сентябре 2004г. С этого времени движение возглавил его брат Абдель Малек аль-Хуси.
В 2009 — новое восстание хусистов под зейдитскими лозунгами было подавлено йеменской армией при активной поддержке  саудовской армии. В 2010г. правительство и хусисты договорились все вопросы решать  мирными переговорами. 19 сентября 2014г. началось новое восстание хусистов и они стали стремительно захватывать разные области и столицу — г. Сану (февраль 2015г).
Саудовская Аравия и раньше и сейчас обвиняет Иран в духовной и материальной (деньгами и оружием) поддержке движения хусистов. Но если раньше Иран отказывался от всяких комментарием и какого-бы то ни было признания своего участия в движении хусистов, то весной 2015г. несколько раз  различные политические  деятели Ирана  говорили о духовном единстве с хусистами, но не более того.
С января по май 2015г. митинги и демонстрации идут по всему Йемену под лозунгом хусистов: “Смерть Америке — смерть Израилю”. С 14 мая 2015г. действует перемирие в Йемене. В марте 2015-происходили бои между отрядами “Аль-Каиды” и хусистами. Погибло  более 27 хусистов ранено не менее 150.
В мае 2015г. Иран отправил к берегам Йемена транспортный корабль  “Иран шахид” в сопровождении военного корвета для доставки гуманитарной помощи хуситам. Иран пригрозил добавить  военные корабли, если “Иран шахиду” не дадут разгрузиться. Из 25 млн. йеменцев 8 млн. сегодня  считают себя зейдитами – это в основном  население северных провинций страны. Считается, что зейдитские династии правили в Северном Йемене с 901г. до 1962г.
Кто же такие зейдиты? Основателем  этой ветви  шиизма  считается Зайд ибн Али, сын четвертого шиитского имама Зейн-ал-Абидина (умер в 744г). Под знаменем идей зейдизма (о том, что любой народ в любой мусульманской стране имеет право поднять восстание и силой свернуть несправедливого правителя) Зайд-ибн Али в 739г. поднял восстание против халифа, но халифские войска в сентябре 740г. подавили это восстание и убили самого Зайда. Его тело было распято в г. Куфа, а отрубленная голова Зайда  была отправлена в Дамаск халифу Хишаму. Однако Зейдизм не умер-разбитые сторонники этого течения в шиизме разбрелись по всему Ирану (Хорасан, Систан, Хузистан, Фарс), Северной Африке (Идрисидов династия в 791г.  официально объявила зейдизм своей государственной религией — до 926г.) и успешно пропагандировали свои идеи в этих областях в течении VIII-Xвв.
В 680г. был убит Хусейн — один из главных святых  в шиизме, останки которого согласно легенде захоронили  в г. Кербела. Это еще один священный город шиитов в Ираке, Шииты — хариджиты еще в 661г. покинули халифа Али, последователи  которого и стали первыми шиитами, Хариджиты считали смерть во имя торжества  шиизма благородным делом и героическим поступком. Они отвергли идею “скрытого имама” (махди), и считают, что имамом может стать любой мусульманин за свои личностные  качества Хариджиты утверждали, что имамом в жизни может  быть несколько и соответственно-несколько государств-имаматов. Они отвергают идеи  единого халифата и богоизбранность любой личности халифа. Как известно многие считали в XVIII-XIXвв., что шиизм зародился  в Иране как ислам в национальной оболочке, шиизм-как иранский ответ  на арабский суннизм. Однако, это не очень  соответствует фактам-известно, что  уже в VIIв. первыми шиитами были арабы из Йемена и южной Месопотамии, а в Иране шиизм широко распространился только в Xв., а государственной религией стал он вообще, в XVIв. когда Сефевиды возродили в 1501г. иранское национальное  государство. Попытка изобразить шиизм как “расовую иранскую религию” несостоятельна уже в силу того, что нет и не может быть расовой религии вообще. Религия отражает в любое время, в любой стране скорее  общность хозяйственную, культурную, социальную, но никак не  категорию этническую.
Сегодня хусисты заявляют, что они выступают с позицией “истинного зайдизма” во имя защиты шиизма  в планетарном масштабе и поэтому их враги и ИГИЛ и “Аль-Кайда” и другие вооруженные группировки различных масхабов. Хусисты считают, что истинные  идеи “чистого ислама”(или иначе- “первоначального ислама”) отражают только их взгляды. Им близка политическая шиитская доктрина аяталлы Хомейни о том что в мусульманском государстве не должно  быть избранных-тех кого бог избрал в качестве правителей и руководителей. Они испытывают на том, что главная зейдитская идея  в политике верна  и сегодня. Это идея о том, что любой самый нравственный и  благородный мусульманин независимо от его происхождения, социальных корней и родовитости может возглавить любое исламское государство, если его желает народ, если он бескорыстен и честен, если он желает благополучия и процветания своему народу, всем обездоленным людям вообще. Зейдизм в исторической ретроспективе сумел создать несколько мусульманских  государств в VIII-Xвв. Однако, после завоеваний Сирии, Иордании, Египта Хиджаза, и Йемена в 1517г. турецкой армией при султане Селиме Явузе (Грозном) многим казалось, что  остатки зейдизма  в отсталых племенах кочевников Йемена навсегда искоренены, потому что только этот  османский султан, но и многие  его потомки были яростными суннитами и  шансы на выживание  в таких условиях  для любой иной направленности ислама были  минимальны. Однако северные йеменские племена не только сохранили верность зейдизму, но и  сумели за последние  несколько десятилетий сделать его знаменем  социальной и политической борьбы. Привлекательность зейдизма для более отсталых  племен кочевников  в его политической догме о возможности одновременного существования на земле нескольких имаматов, в отрицании необходимости и полезности существовании единого  исламского Халифата( а это основная доктрина  движения ИГИЛ), в пропаганде святости и  жертвенности (шахидов) во имя победы  зейдизма. Многие журналисты  на Западе сейчас  пытаются провести  параллели между  движениями  “Хезболла” и хусистским  “Ансар Алла” усматривая в их  лозунгах структуре, методах деятельности общие черты. При этом часть  делается вывод о том, что в основании  этих движений  следует видеть   “руку Тегерана”. Вероятно, есть  такие силы в Тегеране, которые хотели  бы руководить и направлять любые оппозиционные и прошитские  движения в мире ислама. Однако, не  следует переоценивать  возможности Иранских радикалов — шиитов в международном масштабе. Ни в финансовом, ни  в военном  отношении Иран не располагает такими  возможностями, которые могли бы существенно повлиять на ситуацию в регионе Южной Аравии. Другое дело – духовно-религиозное  влияние, возможности которого гораздо шире, чем другие линии влияния. Другое дело-насколько духовное шиитское влияние может  привести к единству  политическому. Например, влияние шиитской доктрины в “Хезболее” чрезвычайно велико, но  стала ли эта организация консолидирующей в мире  ислама силой? Несмотря на  совпадение антиизраильских  лозунгов и призывов ни хусисты, ни другие движения не  создали  эффективной политической структуры. Они популярны на локальном уровне одной страны или даже одной провинции, но до уровня регионального или общенационального им пока еще не далеко.
Freetalyshistan.com

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>