«

»

Мар 05

Испахбадиды (Бабандиды)

В горной части Гиляна и Дейлема еще во времена Сасанидов мужское население часто нанималось воинами к различным правителям. Известно, что еще во времена Ахеменидов гелы и амарды, анариаки и тапуры не очень признавали центральное правительство и даже налоги нерегулярно платили. Тапуры дали название провинции Табаристан (по-арабски персы всегда произносили Тапуриста). Все перечисленные выше племена составляли доарийское и исконное автохтонное население этих территорий. Парфяне переселили непокорных мардов в окрестности Рея и их земли у побережья Каспийского моря заняли в первые века нашей эры тапуры. Судя по косвенным данным уже в III в. н.э. в Табаристане появился титул местного полунезависимого правителя “испахбед”. Сначала это не было обозначением династии, только титулом правителя области.В тоже время уже при первых Сасанидах в III веке в Табаристане и Гиляне появились “падуспаны” – чиновники, возглавлявшие гражданскую администрацию Сасанидов. Поскольку Гилян не был в середине VIIв. покарен арабами (их войска прошли южнее и восточнее Гиляна и Мазендарана — Табаристана), представитель падуспанов Гиляна, Дейлема и Табаристана с именем Фаррухзад сделал попытку сохранить осколки Сасанидской державы в 651-665гг. Его попытка увенчалась окончательным успехом при преемнике Баве (665-680гг.), которого арабы признали наследственным правителем облaстей Гиляна, Дейлема и Мазандарана.Именно Бав-падуспан стал основателем новой местной династии правителей иранского происхождения в арабском окружении. Причем сам Бав и его наследники Валаш и Сурхаб, Михрмадран и Сурхаб II подчеркивали свое поклонение зороастризму и отказывались от принятия ислама. Однако арабы не оставляли попыток хитростью или обманом, подкупом или подарками склонить правителей непокорных областей принять мусульманство.При Карине I, который правил с 837г. до 867г. арабы добились принятия в Табаристане суннитского ислама, хотя одновременно с ним правившие в Дейлеме Джустаниды (а именно – Джустан II) в 842, 849, 851гг. отказались от предложений из Багдада принять ислам. Судя по разным косвенным сведениям, дейлематы при династии Джустанидов даже не были зороастрийцами, а скорее поклонялись местным языческим богам Гиляна и Дейлема. Джустанидам удалось захватить власть в черных районах Гиляна и Дейлема в 791г. и эта династия “бедных горных пастухов”, как о ней пишут иранские историки, “довольно долго сопротивлялись принятию ислама, а когда в X веке Вахсадан и Махди Хасрад-Фируз разрешили строить мечты и не препятствовали принятию ислама. Династия Джустанидов угасла к 974г. но в это время шиитский ислам уже пустил глубокие корни дейлемитской среде. Бавиндиды продержались до самого сельджукского нашествия в IXв. но при этом они не были завоеваны ими, а уступили власть в Табаристане Кабусу ибн Ванимгиру из династии Зийарибов. Эта династия тоже была местного, автохтонного происхождения. Но в горной части Дейлема и Гиляна пламена дейлемитов отказались признать завоевания Зийаридов, не подчинились и сельджуксим вождям и укрепившись в Рудбах-шахе и у реки Сефид-руд провозгласили правление династии Испахбадидов. В 1074г. когда Кабус захватил Табаристан и потребовал покорности и вассалитета от горцов Дейлема и Гиляна, они объявили “испахбедом” Хусама ад-даула Шарияра. Историк Истахтри пишет, что в горах выше Гиляна и Дейлема жило еще одно персидское племя, которое говорило на языке отличном и от дилеймского, и от гилянского языка. Возможно, речь идет о предках талышей, ибо, судя по сообщению Истахри, он подразумевает талышские горы. Он рассказывает о том, что дейлемиты охотно принимали “веру в Али ”(шиизм), жили бедно – их одежда была сшита из лохмотьев разного цвета, а обувь они не могли себе позволить из-за бедности, и ходили в основном босиком.Сражались делеймиты копьем двузубцем (назывался “жублы”) и в этом оружии ими не было равных. Дейлемиты не имели лошадей и сражались только в пешем строю. Чтобы обезопасить себя от конницы врагов они нанимали всегда для сопровождения войска несколько тысяч гулямов (конных воинов тюрок). Арабы называли их вождей – самозванных эмиров, испахбедов и хашов (Бавандиды иногда пользовались этим титулом) мутагаллибами — основателями новых местных династий. Мутагаллибами считались и Мардавидж ибн Зийар и три брата Бунда и основатель династии испахбадидов Хусам ад-даула Шахрийар.Многие признаки и описания обычаев и быта дейлемитов говорят о том, что к ним медленно проникали феодальные отношения, а общественные отношения оставались все еще на уровне патриархально-родовых. В сознании дейлемитов глубоко сидели консервативные родовые представления о верности и чести не какому-то могущественному феодалу, а своему племени, своей горной родине и обычаям предков. Именно среди горцев Дейлема началась пропаганда шиизма в 864г. Хасаном ибн Зейдом, а продолжил ее в 914 г. Али ибн Утруш. Бируни обвинял Али ибн Утруша в разрушении основ общества, в призывах к дейлемитам изгнать Джустанида Вахсудана. Именно с 914г. Дейлем был признан, “зоной ислама” – “дар ал — ислами”. Шиизм получил здесь не только признание, но и стал именно отсюда распространяться по всему Ирану. Тем временем династия Испахбадидов формально признала власть сельджукских султанов и с 1090г. считались вассалами “великого султана”, но источники ничего не сообщают о регулярной выплате дани. Возможно, вассалитет проявлялся в участии в войнах сельджуков отрядов войск Испахбадидов.Вторым правителем этой династии был Наджм ад-даула Карин (1110-1117) затем 22 года правил Ала ад-даула Али (1118-1140). При нем произошло некоторое укрепление государственности Испахбадидов, а уже при эмире Шах-Гази Рустаме отряды войск гилянцев и мазендаранцев отмечены в войсках султана Санджара. После смерти Али один из его потомков-Хасам ад-даула Ардашир сумел управлять в горных владениях Испахпадидов в течении 34 лет – с 1172-1206. Однако в это время усилились хорезмшах, и они захватывали не только области Харасана и всего восточного Ирана, но направляли свои войска и к побережью Каспийского моря.Последний представитель династии Испахбаидов Шах-Гази Рустам V не смог оказать сопротивления войскам хорезмшаха Мохаммада и в 1210г. уступил ему весь Гилян и горные районы Мазандарана, которые к тому времени он контролировал. Но уже при монголах в 1238г. произошло новое обособление власти и правления в Гилане и Табаристане — снова возродилось правление местной династии иранского происхождения, которую основал Хасам ад-дагула Ардашир. Новая династия вошла в историю под названием Кинхвариды, и она основала новую столицу – Амуль, а прежняя — г. Сара потерял и политическое и экономическое значение в монгольский период.Уже второй Кинхварид Шамс ал-мулук(1249-1267) сумел наладить отношения с монгольскимивластями, и монголы редко появлялись во владениях этой династии. В правление Шахрияра (1299-1314) область Гиляна отделяется от Мазандарана, и он вел себя как вполне самостоятельный правитель. В 14 веке династия Кинхваридов слабеет и теряет влияние. Фахр ад-даула (1334-1349) был последним заметным представителем этой династии.Она продержалась до конца XVI в. и окончательно владения Кинхваридов были ликвидированы в 1591г. Сефевидами, а Табаристан шах Аббас Первый превратил в одно из любимых мест отдыха шахов. Таким образом, с VIIв до конца XVIв. Гилян и Мазендаран управлялись местными династиями и были относительно автономными во всех своих внутренних делах. Все три династии иногда условно называют “испахбадидами”.
Самил Калантаров

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=2fABnSB4LAs

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>