«

»

Фев 11

Ландшафт и народ

Дорогие друзья, сегодня мы поговорим на тему: “Ландшафт и народ” в связи с талышами. Несомненно на формирование национального облика, традиций и обычаев талышей оказало решающее влияние ареал их проживания в прибрежной зоне Каспийского моря и поросших лесами горах, которые подступают к морю. На тему о влиянии географической среды на формирование этнического облика народа существует несколько теорий. Очень большое значение географическому  фактору (ландшафту) придавал крупнейший русский историк XIXв. В.В. Ключесвский. Он подчеркивал большую роль рек, озер и больших пространств неосвоенных земель в формировании национальных особенностей русского народа. Ряд европейских ученых разделяли эту позицию В. Ключевского и считали, что  национальное  самосознание, традиция и обычаи любого европейского народа несут в себе также следы географического фактора. Жители горных районов всегда отличались повышенной активностью и мобильностью. Они более других готовы к изменению своего социального, политического или культурного состояния и статуса. И здесь достаточно вспомнить тех же дейлемитов – предков талышей. На этапе формирования этнического  самосознания дейлемиты круто  поменяли свой модус жизни. Они спустились со своих гор в западном и южном направлении, создали государства Буидов и Какуидов и даже захватили Багдад в середине X века. При этом все источники отмечают, что количество дейлемитов было невелика, и они чаще побеждали своих  врагов натиском и решительностью, но не числом. Талыши проявили свою пассионарность во времена господства Сефевидов. Конечно, немалую роль сыграло происхождение основателя Ордена Сефевийе из талышского Ардебиля, но нельзя сбрасывать со счетов и географической фактор, пробудивший  в 15-16 веках повышенную мобильность у талышей. Эта черта талышей особенно проявилась в 17в. при службе в составе сефевидских войск. У шахов Тахмаспа и Аббаса Первого талыши устойчиво сохраняли за собой службу в полках мушкетеров, артилеристов и курчиев (гвардейцев шаха). Географический фактор заметен и в отношении к морю талышей. Многие из них с древних времен умели строить лодки и плоты и выходить с ними в море, на рыбалку и т.д. Но талыши не стали известными мореходами, купцами с торговлей на кораблях через Каспийское море. Море оказало ограниченное влияние на формирование этнического сознания и культуру талышей. Другое дело – горы и леса. В народном фольклоре талышского народа присутствуют и сегодня и в недавнем прошлом образы и сюжеты, связанные с лесом, различными породами дерева (особенно с “амбура до”, т.е. железном деревом), с бурными горными  реками, с неприступными скалами и суровыми ущельями. Талыши любят свой край и как и всякий народ, склонны всегда преувеличивать красоты и полезность своего края. Но вместе с тем надо отметить, что талыши живут в  субтропической узкой зоне вдоль берегов Каспия. Не могло не повлиять на них и то, что в этой небольшой сравнительно полоске земли выращиваются и цитрусовые фрукты. Характер у талышей уравновешенный, доброжелательный. Русский исследователь 19 века П.Ф. Рисс отметил, что «талыши довольно резко отличаются от своих соседей тюркского племени.Талышинцы смирного нрава, гостеприимны, они не отличаются воинственным духом. Они, как вообще все жители жарких климатов, едят мало. Они не пекут хлеба, я там не видел ни одного чурека, только некоторые из зажиточных крестьян стали сеять пшеницу. Главную пищу Талышинцев составляет сарачинское пшено, вареное в воде без масла и называемое плов. Не имея бараньих стад, они почти никогда не едят мясо, но многочисленные их коровы доставляют им отличное молоко, из которого они приготавливают масло, различного рода простоквашу, сыр и пр., они любят и свежее молоко. Зелень, овощи, фрукты составляют также важную статью в пище Талышинцев. Как добросовестные мусульмане, они пьют одну воду. Талышинцы едят три раза в день: утром, в полдень и вечером. Разумеется, это, по общему азиатскому обыкновению, совершается на полу; каждый берет руками из блюда, стоящего на подносе.
Некоторые из них ходят постоянно без шапки, хотя все бреют голову. Из полевых работ Талышинцев чалтычные посевы занимают первое и почти единственное место; как я уже заметил, разведение пшеницы еще мало распространилось. Пчеловодство есть самая усовершенствованная отрасль сельского хозяйства Талышинцев. Скот пасется на свободе. Из домашних занятий Талышинцев, главное есть плетение красивых и прочных рогож из камыша, из которого выделывают также корзины…».

Многие связывают это с тем, что талыши имеют возможность в различные периоды своей жизни подниматься в свои горы, общаться с буйной флорой и фауной лесов и спустившись к побережью моря они имеют в своем распоряжении фрукты и овощи своих субтропиков. Отсюда и душевная щедрость и расположенность к своим гостям и соседям, которую отмечают у этого народа иностранные гости и журналисты. Вместе с тем, зона лесов и прибрежных субтропиков располагает к мягкости и общительности. Люди Талышистана, по описаниям европейских путешественников 17в. и 19в., очень восприимчивы ко всему новому, сообразительны и быстро осваивают незнакомые им новшества, вооружение, напитки и блюда. Во все времена в Талышистане было распространено производство риса. Это сближало область и  ее жителей с другими регионами Ирана. Рис талыши и продавали в другие  области Ирана и хорошо в нем разбирались. Уже в конце 19 – начале 20 века распространение получили цитрусовые – в Гиляне и в Талышистане по инициативе местных предпринимателей разбиваются плантации. Природа, богатые леса и сравнительно благоприятный климат способствовали сохранению лучших черт талышского  народа. То что писали европейские путешественники о характере талышского народа можно отнести и к географическому фактору среды обитания. Пройдя через все потрясения и глобальные изменения 20го века талыши вступили в 21ый век все тем же трудолюбивым и жизнерадостным народом со своими старинными традициями и обычаями. Мы можем сегодня во многих уголках мира наблюдать как глобализация и модернизация, вторжение в нашу жизнь компьютеров и мобильников изменяет целые народы, нивелирует и стирает их национальные особенности. Сегодня во всем Талышистане можно также наблюдать увеличение молодежи  компьютерной техникой, но при этом и молодые талыши, и старшее поколение продолжает жить и пользоваться той естественной средой обитания, которая была у этого народа и 100 и 600 лет назад – все молодые талыши знают и любят леса и узкую полосу низменности, продолжают поддерживать народные промыслы, навыки и умения своего народа. Талышей можно встретить в разных местах и в России, и в других странах. Но интересно, что даже уезжая на заработки, талыши, как правило, не продают свои дома и родовые угодья. Это еще  раз свидетельствует о том, что как бы хорошо  не было в Москве или Петербурге, Сибири или на Урале для талыша в глубоком сознании сохраняется наиболее комфортная для него среда обитания – это горы, поросшие лесом и низменности прибрежной полосы. Географическая среда, по мнению сторонников решающего фактора развития этноса, может менять и внешний облик и характер, и нравы и обычаи народности. Если принять точку зрения тех ученых, которые так считают, то надо признать, что все привлекательные и положительные черты талышского народа и сегодня сохраняются благодаря той географической среде обитания, которая на протяжении последних нескольких столетий практически не изменилась. Это один из тех случаев в истории, когда народ и ландшафт связаны между собой тысячами невидимых нитей и взаимно влияют друг на друга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>