«

»

Янв 10

Исмаилизм и исмаилиты

Исмаилизм — одна из основных ветвей крайнешиитского ислама. Возникновение исмаилизма стало следствием раскола, вызванного спором между наследниками шестого шиитского имама, Джафара ас-Садика. Незначительные по количеству и территориально расположенные в Куфе ранние группы исмаилитов поддерживали претензии на имамат старшего сына имама Джафара — Исмаила и наследника Исмаила — Мухаммада. Исмаил и его брат Муса ал-Казим Абдаллах были старшими сыновьями имама Джафара ас-Садика. Согласно большинству источников, как исмаилитских, так и неисмаилитских, имам ас-Садик первоначально назначил своим наследником Исмаила. Однако, Исмаил скончался прежде своего отца. Наиболее поздняя дата, упоминаемая в этой связи, —762-763 гг. Сам Джа’фар ас-Садик, последний имам, признаваемый как двунадесятниками-имамитами, так и исмаилитами, скончался в 765 году. В результате, спор между его наследниками обернулся историческим расколом в имамитском толке шиизма, что привело к появлению исмаилизма. Ранние группы исмаилитов, фактически отделившись от других шиитов имамитов только после смерти ас-Садика, поддерживали претензии на имамат Исма’ила б. Джа’фара и его сына Мухаммада. Одна из отколовшихся групп отрицала смерть Исма’ила при жизни его отца. Они считали, что Исмаил (а некоторые — и Мухаммад, сын Исмаила) стал подлинным имамом после ас-Садика и что рано или поздно он возвратится в качестве Махди. Таким образом, появилась вера «семеричников» — карматов, которые, отколовшись от ранних исмаилитов, признавали лишь первых семерых имамов. Вторая происмаилитская группа, названная «мубаракийа», утверждала, что Исмаил умер при жизни своего отца, а потому имамом следовало признать его сына Мухаммада и его потомков. Мубаракийа полагали, что имамат не следует более передавать от брата к брату после случившегося с ал-Хасаном и ал-Хусейном, сыновьями ‘Али б. Аби Талиба. Поэтому они не признавали легитимность братьев Исмаила б. Джафара. Мубаракийа можно рассматривать как одну из начальных групп, давших рождение непосредственно исмаилитам. Вскоре после признания большинством имамитов имамата Мусы ал-Казима, брата Исмаила, Мухаммад б. Исмаил оставил Медину и отправился на восток, чтобы избежать преследований Аббасидов. Так, имам исмаилитов ушел в сокрытие, положив начало «периоду сокрытия» («давр ас-ситр»), а принцип такийа (сокрытие своей веры в силу неблагоприятных обстоятельств) сыграл решающую роль в консолидации исмаилитов. Продолжительные усилия лидеров секты по реорганизации и укреплению исмаилитского движения начали давать конкретные плоды в начале 870-х годов, когда многочисленные исмаилитские да’и (миссионеры) появились в Южном Ираке и других регионах. Свою религиозно-политическую кампанию и движение исмаилиты называли призывом (ад-да’ва) или правильно руководимым призывом (ад-да’ва ал-хадийа). Кроме того, использовались такие выражения как «призыв истины» (да’ва ал-хакк) или «религия истины» (дин ал-хакк). Идея оппозиционного движения, управляемого потомком самого Али, эзотеризм, принцип такийа способствовали объединению исмаилитов на фоне преследований и гонений со стороны Омейядов и Аббасидов. Отмечая гибкость исмаилитов, аш-Шахрастани писал, что у них была пропаганда и новизна идей во все времена и на всех языках. С созданием государства—халифата Фатимидов в 909г. на территории Северной Африки, исмаилизм окончательно отмежевался от основного русла ислама. Образование Фатимидского халифата ознаменовало успех не только исмаилитов, имамы которых впервые встали во главе крупного государства, но и шиитского мира в целом. Со времен ‘Али шииты впервые могли констатировать, что Алиды из ахл ал-байт на деле унаследовали власть в крупном мусульманском государстве. Овладев политической властью и превратив свое молодое государство в обширную процветающую империю, фатимидский халиф-имам получил свободу действий в качестве духовного представителя шиитского ислама вообще, подобно тому, как Аббасидский халиф был выразителем мнений суннитского ислама. В период правления Фатимидов исмаилитам было разрешено открыто исповедовать свою веру непосредственно в фатимидских владениях, не опасаясь преследований. При Фатимидах исмаилиты создали свою собственную правовую школу (мазхаб). Авторитет непогрешимого имама-алида и его проповедь становились третьим принципиальным источником исмаилитского права после Корана и Сунны. В 1094г. спор о том, кто станет наследником восьмого фатимидского имама-халифа ал-Мустансир Биллаха, привел к долговременному расколу исмаилитской общины на два соперничающих лагеря — низаритов (низари) и мусталитов (мустали). Последствия этого раскола выражены в современном исмаилизме. Тем временем, на востоке, где Фатимиды утрачивают свое политическое влияние, под предводительством исмаилитского да’и Хасана ас-Саббаха формируется община низаритов (последователей Низара) исмаилитов Персии. Реформы Хасана ас-Саббаха предопределили исмаилитам-низаритам роль радикальной и воинствующей секты. Фактически Хасан основал независимый низаритский да’ва, разорвав все связи с государством Фатимидов. Под его предводительством был организован тайный орден ассасинов. В течение многих лет они вели скрытую пропаганду и тайно подготовили восстание против Сельджуков. Результатом восстания было образование небольшого государства в районе Казвина, в Иране, с центром в Аламуте — так называемого «государства ассасинов», уничтоженного монголами лишь через полтора столетия, в 50-х годах XIII в. Первые правители аламутского государства – так называемые «старцы горы» — продолжали политику террора и тайных убийств, характерную для да’ват-и джадид («нового призыва») или неоисмаилизму. Неоисмаилизм Хасана, бывший, скорее, доктриной тайной политической организации, чем вероучением, возвел повиновение имаму в закон: ни изучение Корана (которое оставалось основой мусульманского образования), ни его иносказательное толкование (талим) не имели никакого значения, если не проводились под личным руководством имама. В дальнейшем радикализм секты сменился политической гибкостью. И уже к концу аламутского периода исмаилитские лидеры заняли более лояльные позиции по отношению к ортодоксальным мусульманам. Хасан III (один из последних правителей Аламута, пр.1210-1220гг.) под предлогом возвращения к «первоначальному исламу» объявил обязательным «внешнее» учение — захир, выполнение предписаний шариата, уставные молитвы и посты. Он восстановил мечети и пятничные хутбы. За такую политику Джеллаладин получил прозвище «новый мусульманин». После падения государства Аламут исмаилиты-низариты рассеялись по многочисленным общинам разных регионов (Сирии, Ирана, Центральной Азии, Индии). И лишь в XV в. низаритские имамы появились в Анджудане (Иране) под видом суфийских пиров. Реформы в структуре организации общины, проведенные лидерами в Анджудане, сыграли ключевую роль в утверждении и новой форме выражения религиозной идентичности исмаилитов. В это время политическая раздробленность Ирана создала благоприятную почву для роста прошиитских настроений, что активизировало деятельность исмаилитов-низаритов и других тайных шиитских движений. К этому времени низаритский да’ва уже успешно распространялся в Центральной Азии и в некоторых районах Индийского субконтинента. Известный поэт, философ Насир-и Хосров, будучи исмаилитским да’и, обратил в исмаилизм многих в Центральной Азии и Афганистане. Об исмаилитах Центральной Азии иранский ученый Реза Кули Хан писал в «Маджма ал-фулсаха»: «В горах Бадахшана, Хазараджата и Бамияна живут исмаилиты-шииты, которые следуют учениям их да’и, особенно доктринам одного из них, называемого Шах Сайид Насир Хосров. Эта ветвь исмаилитов зовется Насириййа». Для религиозных текстов центральноазиатских исмаилитов характерно также влияние работ Насир-и Хосрова, а также суфийских традиций региона. В свою очередь, формирование исмаилитских общин на Индийском субконтиненте происходило под непосредственным воздействием индуизма. Один из организаторов исмаилитского да’ва в Индии, пир Садр-ад-Дин, обратил в исмаилизм огромное число индусов касты лохана и дал им название ходжа, восходящее к персидскому хваджа — почетному титулу со значением «господин, хозяин». Сложившаяся в Индии специфическая форма исмаилизма-низаризма стала известна как сатпант (сат пант), или истинный путь. Сатпант породил множество индигенных концепций и мотивов, ставших популярными в индомусульманской среде. Эта специфическая форма низаризма развивалась в основном благодаря искусной политике пиров, стремившихся сделать свои проповеди понятными и доступными для индуистской аудитории. Пиры трансформировали индуистскую мифологию и сюжеты в сказания, пропагандировавшие исмаилитское учение. В частности, имам Али предствлялся как десятое воплощение индусского божества Вишну, а Коран – как один из священных текстов Вед. Чтобы усилить эффективность и масштабность призыва, пиры использовали местные индийские языки в большей мере, чем арабский и фарси. Сегодняшнее состояние мировой исмаилитской общины также свидетельствует о чрезвычайной гибкости традиции исмаилитов, равно как и об их способности адаптироваться к любым условиям, при этом твердо придерживаясь четко выраженной пан-исмаилитской идентичности. В наши дни исмаилизм является одним из самых значительных и самых организованных течений в недогматической мусульманской среде, с наиболее разработанной системой собственной догматики и собственной правовой школой. В мире насчитывается свыше 20 млн. приверженцев исмаилизма, проживающих более чем в 25-и странах мира. Они проживают, в основном, на территориях Индии, Пакистана, Афганистана, Таджикистана, некоторых Африканких стран, стран Персидского залива, Ирана, Ливана, Сирии, а также в США, Канаде, Великобритании, Франции и т.д. Все они объединены верностью своему нынешнему, 49-ому наследственному имаму, принцу Кариму Ага Хану IV. Основа современного исмаилитского пространства — исмаилиты-низариты. Именно эта группа исмаилитов ассоциируется, прежде всего, с понятием «современный исмаилизм». Прочие малые группы исмаилитов – бохра, дауди-таййиби, сулеймани – в силу исторических обстоятельств большей частью ассимилировались.
Сегодняшний исмаилизм – это, по сути, крупная сетевая структура. Современные исмаилиты — детерриториальная, религиозно-политическая общность, с титулованным лидером, собственным флагом, троном, общим светским языком – английским, с собственной парламентской структурой и единой исмаилитской конституцией. В наши дни исмаилитская община более не является закрытой сектой, и основные концепции исмаилитского мировоззрения, диапазон мнений внутри исмаилитского поля, реформы и даже повседневные новости можно найти на любом из официальных исмалитских веб-сайтов, а также на веб-сайтах известных институтов и организаций, сотрудничающих с исмаилитами.
Ксения Шереметьева

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=aY1GMmRhs9Y

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>