«

»

Дек 31

«Головокружение от успехов» и мантры азерского Али-бабы

Дорогие мои братья и сестры!

Прочитав заглавие моего сегодняшнего выступления, вы, наверное, задумались: «Чего там чудного приготовила нам сегодня наша Лейла Додо?».

Скажу прямо, ничего чудного или чудесного не будет: наоборот, я буду говорить о вещах, о которых вы знаете, о которых слышите с утра до ночи и которые вам успели порядком надоесть.

Да будет вам известно, дорогие мои, что «Головокружение от успехов» — это название известной статьи Сталина, опубликованной в «Правде» 2 марта 1930 г. Это было своего рода обобщением взятого партией курса на коллективизацию деревни. Но превращение тысячелетнего уклада русского крестьянства в кратчайший срок первой пятилетки в совершенно иную форму хозяйствования было сопряжено с величайшими потерями прежде всего для самого русского народа: полным уничтожением активной части крестьянства, крестьянской элиты и огромными перегибами — даже в той жесткой политике, которая была изначально очерчена. Иначе говоря, первая пятилетка коллективизации – страшный период в истории российского и советского крестьянства и, разумеется, общества в целом.

Что говорит Сталин в своей статье? Восхваляет свои достижения, громогласно заявляет о том, что партии удалось создать новое социалистическое общество на базе давно изжившей себя частной собственности. Всем известно, к каким последствиям привела коллективизация: несколько миллионов человек просто погибло от голода. Но отнюдь не восхваление политики партии было главной целью публикации этой статьи, а переложение вины за «перегибы», то есть преступления, с себя на своих вассалов, представителей исполнительной власти на местах.

В общем, почему я вспомнила Сталина и его статью, которая символизирует мрачное время первых пятилеток строительства социализма в СССР? Я помню, моя бабушка, в меру образованная для своего окружения женщина, однажды в споре со своим племянником, бывшим специалистом по истории КПСС, когда речь зашла о коллективизации и, в частности, об этой статье Сталина, чуть было не упала в обморок — побледнела, руки у нее задрожали.

Я не буду сейчас останавливаться на том, что коллективизация, сопряженная с индустриализацией, привела к созданию мощнейшего государства СССР – эта абсолютно другая проблема; тем более я не хотела бы, чтобы создалось впечатление, что я сравниваю Сталина с Алиевым. То, что делал Сталин, было нацелено на претворение в жизнь идеи, хорошей или плохой — это уже второй вопрос. Целью Сталина было создание сверхгосударства, мировой державы. А Ильхам Алиев на фоне Сталина — не более чем амеба рядом с гигантом. Существо, вечно паразитирующее на здоровых организмах, ищущее и алчущее земных благ для себя и своей семьи, с неуемной страстью присвоения чужого.

Тогда вы вправе спросить, зачем же я упомянула о Сталине и его статье?

Для меня это лишь метафора – удачная или неудачная, судите сами.

Сталин, переложив свою вину на местных сатрапов, многих посадил и уничтожил, то же самое делает Ильхам Алиев по отношению к своим вассалам, приписывая все преступления и все пороки своего бездарного руководства подчиненным. Все ведет к тому, чтобы сделать личность президента неприкосновенной и создать в сознании людей общее клише о том, что во всех бедах и несчастьях виновны исключительно чиновники, а сам батюшка-президент — хороший, заботится о людях, просто от него скрывают реальное положение вещей, он находится в неведении. Это — классический тип формирования образа безупречного, даже идеального правителя, эдакого мудреца, заботливого отца и патриарха.

То, что Алиев назначил свою жену вице-президентом, это неспроста. Я вот прочла почти всю аналитическую литературу, посвященную этой теме. Наш аксакал, со своей стороны, выступил с публикациями на эту тему. И мотивы подобного одиозного назначения, проанализированные в указанных публикациях, занимают широкий спектр обоснований, связанных как с геостратегическими, так и с местными внутриклановыми причинами. Но я всему этому не верю. Назначение жены Алиева вице-президентом — именно в русле создания подобного образа, о котором я сказала, ведь каждый мудрый правитель должен иметь и свою половину, олицетворяющую, так сказать, мудрость, красоту и нежность.

— Нежность-то для чего, Лейла Додо? — воскликнете вы, — зачем нежность Алиевскому клану?!

— Подождите, подождите, мои сладкие, не шумите! Да, именно нежность, именно нега, именно роскошь…

Все это — по заданной схеме «грозный и справедливый правитель» плюс «красивая, нежная и любвеобильная правительница». Все как в сказке. Вообще, азерский агитпроп руководствуется логикой сказки. А в чем отличие сказки от простого рассказа или романа? В том, мои единокровные братья и сестры, что в сказке нет логики, в сказке смешаны все пространство-временные измерения. В сказке нет времени и нет пространства!

Когда Ильхам Алиев говорит, что он в скором времени возьмет не только Карабах, но и окропит свои ноги и лицо водой озера Гокчай, то есть Севан, он руководствуется именно логикой сказки: ведь не только он, но и слушающий его народ, и окружение понимают, что это никогда не осуществится. Но они радуются, хлопают в ладоши, восхваляют «мудрого и храброго президента», причем многие — искренни, ибо логика сказки пронизывает сознание большей части населения Азербайджана, и, благодаря этой логике, режим держится на месте, а псевдострана не распадается. На логике сказки долго жить нельзя, с этой логикой далеко не пойдешь, но в определенный период элементы сказочного мышления могут быть живучи, и на них можно построить все что угодно.

Вы думаете, люди не понимают, что стихотворство дочери Алиева Лейлы ничего общего не имеет с подлинной поэзией, что это бред и словесный понос? Но люди читают эти стихи, хвалят их автора, устраивают в Москве презентации книг «великой азербайджанской поэтессы» Лейли Алиевой; между делом скажу, что в этих презентациях участвует и русская политическая и культурная элита. Да, люди понимают, что это дутая фигура, по сути, пустышка, но она же четко вписывается в мифологему сказочного правителя: «грозный и справедливый царь» плюс «мудрая и нежная красавица-царица» и плюс «мудрый отпрыск царствующей четы», наделенный, к тому же, даром стихосложения.

Вам кажется, сам Алиев и его окружение не понимают, что безудержная милитаризация страны, покупка вооружения на миллиарды долларов никогда не приведет к изменению статуса-кво в Карабахском вопросе, что это вооружение через определенное время устареет и превратиться в утиль? В конце концов, кто может использовать это вооружение? Турецкие инструктора или наемники из Украины? Но это не серьезно, ведь судьбы войны решает не вооружение, а солдат. Солдат, живущий не в сказке, а в реальной жизни. Солдат, несущий в себе идеологии патриотизма и справедливости, а не башибузук, обуреваемый бредовыми идеями о превосходстве тюркской расы и страстью присвоения чужого.

Все это понимают. Но логика сказки требует, чтобы «грозный и справедливый правитель» имел оснащенную и вооруженную до зубов армию, а качество этой армии не имеет значения — не важно, что это — регулярные дисциплинированные идейно-подкованные воины или разношерстная публика с сумбурной и непонятной идеологией и сказочными мотивами в головах.

Наверное, вы помните покойного Туркмен-баши Ниязова, президента Туркмении. Многие ведь тогда задавались вопросом: не сошел ли Ниязов с ума, зачем он называет именами своих родственников месяцы года, зачем написал «Зеленую книгу», почитаемую в качестве чуть ли не священной в Туркменистане, зачем наделяет себя божественными атрибутами?

Все это происходило по схеме Алиева — для создания атмосферы сказки в стране, для вдалбливание в сознание людей мифологизированных элементов, призванных заменить нормальную логику логикой сказки.

Легко жить в сказке — как для деспота-правителя, так и, как это ни странно, для подданных.

В сказке легко преодолевать тяготы жизни и трудности, они кажутся вполне преодолимыми и не столь сложными, как при нормальном материалистическом мышлении.

Вот именно с позиции сказки и можно объяснить и проанализировать понятийный аппарат азерского агитпропа.

Кстати, я удивляюсь нашим армянским друзьям, которые на те или иные утверждения азерского президента так рьяно и ожесточенно реагируют. Они не понимают, на чем все это основано. Они не знают, что творится в Азербайджане, что это, не страна – член ООН, а некая «сказочная» обитель «Тысячи и одной ночи», они не догадываются, что имеют дело со сказочным Багдадом «Али-бабы и сорока разбойников».

Я по долгу службы подробно читаю армянские публикации, имеющие контр-пропагандистский характер; слабость армян именно в том и заключается, что резонирование и анализ продукции азерского агитпропа основывается на парадигме, отражающей материальные реалии, между тем как при апеллировании к сознанию азеров-турков надо исходить из совершенно других предпосылок, а именно из того, что мировоззрение у этого народа и без Алиева мифологизированно, а в нынешних условиях оно отражает настоящий сказочный сумбур. Армяне должны иметь ввиду, что они имеют дело с этим «сказочным сумбуром», а не с разумным мышлением человека начала 21-го века. К тому же, этот «сказочный сумбур» имеет много локальных проявлений — в зависимости от принадлежности к той или иной части Азербайджана.

Когда я была студенткой в Питере, мы проходили древнегерманскую мифологию; наш профессор поручил мне курсовую работу — выделить все устойчивые утверждения, клише и сакральные фразы, которые я найду в текстах на древнегерманских языках. Не буду утверждать, что я звезды с неба спускала, работая над этой темой, хотя и получила пятерку, но зато я узнала, что такое сакральные фразы или, как еще говорят, мантры. Я узнала, что каждая мифология, то есть, по сути, каждая оторванная от действительности идеология, обязательно основана на системе таких утверждений, не подлежащих оспариванию и считающихся истиной последней инстанции. Это как священная книга, содержащая неоспоримые постулаты. Рассматривая азерский агитпроп условно как некую мифологию, воздвигнутую на идеологии сказки, мы можем безошибочно выделить основные составляющие этой идеологии в виде незыблимых постулатов. Я бы хотела сейчас привести некоторые их них, а остальные, дорогие мои, вы сами можете безошибочно определить. Разумеется, я буду приводить только те «мантры», которые касаются нас, талышей, и нашей страны -Талышыстана. Итак, приступим:

Талыши – это тюрки, потомки древнего тюркского населения региона, которые забыли свой язык и ныне говорят на иранском.

Талышистана никогда не существовало, не было Талышского ханства; это — часть Азербайджана, называвшаяся Ленкоранским ханством.

Азербайджан – наша общая родина, мы все — азербайджанцы.

Азербайджан – наш общий дом, он принадлежит всем нам, будь то азер-турк, талыш, тат, лезгин и т.д.

Мы все — мусульмане, мы женимся друг на друге, у нас общие семьи, общая культура и общая история.

Талыши всегда боролись за территориальную целостность Азербайджана и оставили много шахидов на поле боя в войне с армянами.

Кровь талышских шахидов призывает талышей отомстить за своих сородичей, павших за Азербайджан, и т.д.

Впрочем, указанные «мантры» имеют много разных формулировок, а в народное сознании издавна внедряются другие «мантры» — типа «талыши — глупый народ», «голова у талышей работает после 12-и», «у талышей затылок ровный, как у армян» (кстати, последнее утверждение — верное, ибо и талыши, и армяне — брахикефалы, находятся в близком этногенетическом родстве), «талышский язык – это тарабарщина, смесь тюркского с иранским», и т.д.

Есть и особая группа «мантр», касающихся непосредственно президента и его жены: «Ильхам Алиев любит талышей, заботится о них и старается насколько возможно облегчить их жизнь», «Мехрибан Алиева разрабатывает целый комплекс мер по улучшению культурного и жизненного уровня населения Южной Зоны (то есть Талышистана)» и т.д.

Итак, дорогие мои братья и сестры, мы живем в сказке, но сказка долго не живет, готовьтесь к реальным событиям: сказка вскоре закончится, а нам предстоит создать свое собственное государство, отмежевавшись от «Тысяча и одной ночи султана Алиева и его Шехерезады»!

Да здравствует талышский народ!

Да здравствует республика нашей мечты – независимый Талышистан!

Да здравствует Национальное Телевидение Талышистана!

Лейла Додо

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=MD5VBBXetfE

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>