«

»

Дек 26

Гильгамеш

«Э́пос о Гильгаме́ше», или поэма «О всё видавшем» — одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире и самое крупное произведение, написанное клинописью.
«Эпос» создавался на аккадском языке на основании шумерских сказаний на протяжении полутора тысяч лет, начиная с XVIIIXVII веков до н. э. Его наиболее полная версия была обнаружена в середине XIX века при раскопках клинописной библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии.
Она была записана на 12 шестиколонных табличках мелкой клинописью, включала около 3 тысяч стихов и была датирована VII веком до н. э.
Главными героями эпоса являются правитель и богатырь Гильгамеш и Энкиду-человек, о которых также дошли отдельные песни на шумерском языке, некоторые из них были созданы ещё в конце первой половины III тысячелетия до н. э. У героев был один и тот же противник  Хумбаба  или Хувава, охраняющий священные кедры.
Сила характера аккадского Гильгамеша, величие его души — не во внешних проявлениях, а в отношениях с человеком Энкиду. «Эпос о Гильгамеше» — это гимн дружбе, которая не просто способствует преодолению внешних препятствий, но преображает и облагораживает.
До нашего времени дошли клинописные таблички, в которых песни о Гильгамеше, являющиеся частью «Эпоса», записаны на четырёх языках Древнего Востока шумерском, аккадском, хурритском и хеттском. Древнейшие из текстов написаны на шумерском языке. При этом наиболее важной считается версия на аккадском языке, являющаяся огромным художественным достижением.
Ранние сказания о Гильгамеше относятся к так называемому Ниппурскому канону, который был частью аккадо-шумерского эпоса. Изначально их протографы, вероятно, являлись частью цикла, повествующего о правителях города шумерского города Урук из Первой династии Урука. Кроме эпоса о Гильгамеше, который был пятым правителем города Урук, до нашего времени дошли сказания об Энмеркаре, втором правителе Урука, и Лугальбанде, четвёртом правителе и отце Гильгамеша.
Гильгамеш — полулегендарный правитель г. Урук в Шумере (XXVII—XXVI вв. до н. э.).  В шумерских эпических  песнях 3-го  тысячелетия до н. э. описываются, в частности,   странствования  Гильгамеша  в  поисках  тайны бессмертия. Легенда о Гильгамеше распространилась также у хеттов, хурритов и др. народов. На шумерском имя «Гильгамеш» звучит как «Бильгамес», то есть «предок-герой». Продолжительность правления  Гильгамеша «Царский список»  определяет в 126 лет. Шумерская  традиция помещает Гильгамеша  как бы на грани  легендарного  героического  времени и более близкого исторического прошлого.  Начиная с сына  Гильгамеша продолжительность  лет правления  царей в «Царском списке»  становится более близкой к  срокам  человеческой жизни. Имена Гильгамеша  и его сына Урнунгаля  упомянуты в надписи общешумерского святилища  Туммаль в Ниппуре  в числе правителей,  строивших  и перестраивавших этот храм.   В эпоху Первой династии Урук был окружен стеной протяженностью в 9 км, строительство которой связывается с именем царя Гильгамеша.  Пять шумерских героических сказаний повествуют о деяниях Гильгамеша. Одно из них —«Гильгамеш и Агга» — отражает реальные события конца 27 в. до н. э. и рассказывает о победе, одержанной царем над осадившим Урук войском города Киша. 
В сказании «Гильгамеш и гора бессмертного» герой возглавляет поход юношей Урука в горы, где они срубают вечнозеленые кедры и побеждают чудовище Хумабабу. 
Плохо сохранившийся клинописный текст «Гильгамеш и небесный бык» рассказывает  о борьбе героя с быком, посланным женским божеством Инанной на погибель Уруку.
«Смерть Гильгамеша» также представлена лишь фрагментами. Сказание «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» отражает космогонические представления шумеров. 
В предвечные дни начала мира в саду божества Инанны было посажено дерево  хулуппу, из которого  богиня хотела сделать свой трон. 
Но в его ветвях вывела птенца птица Анзуд , в стволе поселилась дева-демон Лилит, а под корнем  стала жить змея. 
В ответ на жалобы Инанны Гильгамеш победил их, срубил дерево и сделал из него трон, ложе для  богини и  волшебные предметы «пукку» и «микку» — музыкальные инструменты, громкий звук которых  заставлял без  устали плясать юношей Урука.
 Недовольства потревоженных жителей города привели к тому, что «пукку» и «микку» провалились под  землю и остались лежать у входа в подземный мир. 
Энкиду, слуга Гильгамеша вызвался их достать, но нарушил запреты и был оставлен в царстве мертвых.  Вняв мольбам Гильгамеша, божества открыли вход в подземный мир и дух Энкиду вышел оттуда.   В последнем сохранившемся эпизоде Энкиду отвечает на вопросы Гильгамеша о законах царства мертвых. 
На этом мы заканчиваем первую часть нашей передачи о древнем эпосе Гильгамеш.
Ксения Шереметева

Источник: https://www.youtube.com/watch?time_continue=175&v=eBKttpkVAoI

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>