«

»

Дек 25

Талыши и иранцы

Дорогие мои братья и сестры!
Честно говоря, я не собиралась затрагивать эту тему «Талыши и иранцы». Не хотела, потому что постановка вопроса таким образом – это, как говорили древние латиняне, contradictio in adjecto, т.е. противоречие в самом определении! Что это значит в данном контексте? А значит это то, что мы, талыши, и есть иранцы, часть иранского мира.  Следовательно, такой ракурс беседы кажется бессмысленным и может только нанести тень на плетень, как гласит поговорка.
Но наш аксакал настоял на этой беседе, заявив, что тут можно сказать много чего интересного – ведь и внутри одной семьи можно говорить о разных детях, подчеркивая их особенности, но не разделяя их. И я, естественно, согласилась.
Говоря об иранцах в данной беседе, я имею в виду весь сегодняшний Иран, хотя оговорюсь, что иранские народы живут и за пределами Исламской Республики Иран. По сути,  сегодня есть четыре состоявшихся ираноязычных государства: Иран, Афганистан, Таджикистан и Южная Осетия, из коих  в трех  персидский является государственным языком (хотя в Афганистане государственный статус имеет и пашто).
Но вернемся к нашей непосредственной теме. Что объединяет нас с иранцами? Прежде всего —  происхождение, язык и общие история и культура. Не стоит забывать, что часть нашего народа живет в Иране – в шахристане Талыш провинции Гилан.
Давайте о них и поговорим немного. Наши единокровные братья в Иране, в отличие от нас, оказавшихся волею злой судьбы в Азербайджанской Республике, не только никогда не подвергались гонениям и преследованиям, но и всегда были самой что ни на есть органичной и интегрированной частью иранского общества, оставаясь при этом подлинными талышами – носителями своих языка, своебразной, уникальной культуры, своих древних традиций. Приезжаешь в шахристан Талыш – и точно попал на родную землю, все вокруг находит отклик в твоем сердце – местный диалект, нормы поведения, традиционные обряды по любому поводу. Люди – открыты, радостны, на лицах умиротворение и улыбки. Они – хозяева своей судьбы: от крестьянина, возделывающего свое рисовое поле или чайную плантацию до университетской профессуры и губернатора. Вы и представить себе не можете, как радуется сердце, когда видишь, как наши единокровные талыши, будучи каждый на своем месте, на своей позиции, решает государственные и общественные задачи своего региона, своей страны. Как, сидя в кругу братских гилянцев и мазандеранцев, активно обсуждают они насущные проблемы своей общей великой родины, патриотами которой они всегда были и будут. Удивительно, сколько талышей занимают руководящие позиции в этом регионе, сколько было талышей-губернаторов в Гиляне, сколько талышей представляли малую родину в качестве депутатов иранского парламента. Они – повсюду, такие же иранцы, как и все окружающие их народности, такие же активные и полноценные граждане своей страны, как и всякий имеющий паспорт Ирана. Но при этом они вовсе не обязаны забывать о своих корнях. В кругу близких повсюду звучит родная талышская речь, на праздниках, свадьбах, юбилеях – песни на родном языке, талышская музыка. А сколько печатных изданий на талышском, в том числе по культуре и этнографии нашего народа! Молодежь живо интересуется национальными традициями и обычаями, старается, идя в ногу со временем, не утратить наследие своих великих предков. Это ли не гармоничная жизнь, когда, с одной стороны, ты – неотъемлемая часть своей страны, своей большой Родины, в которой востребованы твои ум, талант, умения, пассионарность, ты приобщен к ее великой культуре, ощущает причастность к ее цивилизационному пространству, всегда готов защищать его и если надо – отдать за него жизнь, а с другой – ты всегда в зоне психологического комфорта, потому что ощущаешь себя и частицей своей малой Родины, защищен родной культурой, флюидами родной земли. И нет тут никаких противоречий, ибо Иран – естественный конструкт с трехтысячелетней государственностью. Великая страна – дом единой иранской культуры, вобравшей в себя множество прекрасных локальных культур, оберегающий их, ценящий их своеобразие, ибо его единство – именно в гармонизации всех существующих на его земле культур. Стоит ли проводить сравнения с ситуацией по эту сторону Аракса? Не думаю, хотя они и сами напрашиваются, ведь разница  очевидна, причем разница котегориальная: ситуацию с талышами в Азербайджанской Республике нельзя выправить какими-то реформами, изменениями законов и прочее. Потому что сложившаяся  ситуация – следствие порочного туркского менталитета, укоренившегося веками и неизживаемого! Да и не в этом цель нашей сегодняшней беседы – проводить сравнения…
А сейчас – немного  о политике, об Иране как о государстве.
Активисты Талышского Движения часто сетуют на то, что Иран безразличен к нашей борьбе, что не участвует в решении наших национальных задач, не защищает нас от турков, не дает по башке азерам, не заявляет во всеуслышание о своей заинтересованности  в судьбах части своего народа, находящегося под гнетом турков. По правде говоря, я и сама долго об этом думала и сама удивлялась пассивности Ирана в Талышском вопросе. Помню одну беседу с нашим аксакалом в присутствии нескольких талышских деятелей и политологов, когда обсуждался именно этот вопрос. Кстати, есть среди нас и люди (были они и на этой встрече), которые не довольны и политикой России по отношении к талышам, ругают ее за постоянное заигрывание с Азербайджаном. «Сегодня Ильхам Алиев сделал какую-нибудь пакость России – поехал к Эрдогану или в Америку, Москва реагирует тем, что позволяет нам проводить кое-какие национальные акции, а как только Даджджал приходит с повинной или начинает примазываться к русским, отношение Москвы тут же меняется,» — говорят они. Тут активно вмешался наш аксакал и всех поставил на место, сказав: «Что вы постоянно пристаете то к Ирану, то к России?! Что за глупые разговоры! Довольно! Посмотрите на себя! Говорите о себе! Что вы сами сделали для Талышского Движения, что требуете чего-то от русских или от иранцев! Учтите, — продолжил он, помогают тому народу, который сам заявляет о себе,  становится фактором. Когда ты – не фактор, никто тебе не поможет – ни брат, ни сват. Чтобы я не слышал подобных высказываний на наших собраниях!» — осадил он всех строго. И под конец наш аксакал произнес знаменательную речь, которую я привожу почти дословно:
«Учтите, мои братья, как Россия, так и Иран – имперские государства! А империя – явление особенное. Империя ценит силу, оформившиеся конструкты, империи нужна пассионарность, империя мыслит категориями величия  и масштабности. Стенания и причитания – не в духе империи. Так что,  дорогие  талыши! Мы должны стать грозной силой, оформившимся фактором на Южном Кавказе, и тогда наши чаяния обретут формы и станут важными и для России, и для Ирана, и для всего мира! А что касается Ирана, то будьте спокойны, в Иране о нас знают, думают о нас и заботятся о нас, хотя забота эта и не заметна на первый взгляд».
А с моей стороны, мои сладкие, я хочу под конец привести слова нашего великого поэта Али Насира, которые я уже цитировала:
«Талыши – это тело, корни которого глубоко уходят в Иран, а голова – стремится ввысь, в Россию!»
Будьте счастливы!
Да здравствует независимый Талышистан!
Да здравствует талышский народ!
Да здравствует Национальное Телевидение Талышистана!
Лейла Додо

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=-e76s7ttLJM

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>