«

»

Ноя 22

Ширван и Арран в исторической ретроспективе

Создание  этнических констант путем присвоения себе истории, культуры, архитектуры коренных (автохтонных) народов – талышей, удинов, аварцев, лезгин, татов – стало непреложным фактом современного идеологического имиджа официального Азербайджана. Коренные народы не просто ассимилируются, а их лишают сначала элементарной исторической памяти, собственной культурной памяти. При этом метод исторического извращения самих пришельцев в регион – “кавказских тюрок – (т.т. “азербайджанцев”) – до пошлости  нагл и бесцеремонен по геббельсовски по принципу – “чем большую ложь вы преподнесёте толпе, тем более очевидной антиистичной предстает она  миллионам слушателей”. При этом сами “азербайджанцы — тюрки” (мигранты на территории Азербайджана) изображаются как  толерантный народ, одинаково ровно и без предубеждений относящийся к  талышам, лезгинам, аварцам,  тата, и другим  действительно коренным народом этой страны.  Фактов насильственной ассимиляции премного-взять хотя удин. Еще сто лет назад в первые годы XX века русские военные и статистические источники фиксировали от 50 до 65 селений удин с количеством населения не менее 45-50тыс. человек. А что сегодня? В одном селении Нидж сохранилось всего около 2.5 тыс. удин и еще около 11 тыс.  удин зафиксировано в России, на Северном Кавказе. Куда девались остальные удины, ведь их сегодня в одном Азербайджане за 100с. лишним лет должно было бы  быть не менее 250-300 тыс. за пять поколений. По-видимому, все же большая часть удин Азербайджана попросту ассимилирована и это  явление часто выдается  как “естественный процесс абсорбации и ассимиляции малых народов в  господствующем тюркском этносе”. В подобном же ключе подаются  фальсификации с албанскими памятниками и топонимами. Поскольку собственных материальных памятников истории, фиксирующих ранее пребывание тюркских племен в регионе Южного Кавказа нет, то объявляется “азербайджанскими” (т.е. тюрками) все памятники и топонимы албанов, талышей, татов, которым действительно все это принадлежало. Давно известно, что все 26 албанских племен говорили на языках иранской группы, возможно часть из них —  на языках нахско-дагестанской семьи иранских языков. Так нет же – договариваются до того, что и языки албанов Кавказа  были тюркскими. Большую профанацию в науке ангажированной сиюминутными политическими интересами трудно себе представить. Можно тоже самое сказать  и в отношении топонимов Ширван и Арран. Хотя оба они иранского происхождения и четко  свидетельствуют об иранских корнях населения этих областей, и одна и другая область автоматически объявляются “азербайджанскими”  или тюркскими. Переименование  этих исторических областей в Азербайджане связано с  процессами  этнической консолидации тюркских племен уже  в начале XX в. Коронное население этих областей еще до XVIв. говорило на языке “азари”, а тюркский пришел ему на смену окончательно только в  середине XIX в. У древних греческих и римских авторов страна на востоке Южного Кавказа называлась  “Албания”. Ту же страну в армянских источниках в  середине века называли “Агванк-Алуанк”. С приходом арабов армянское “авган” преобразовалось у арабов в “арран” (Алран). На это указывал  еще академик В.В.Бартольд и большинство  современных иранских  историков того же мнения, страну, известную с IV в. до н.э. населяли 26 албанских племен, по языку родственные иранцам. Академик Бартольд  считал, что  границей  Албании на юге была р.Аракс. Но в этом случае получается, что земли Талыша (древних кадусиев) тоже  входили в состав Албании. Однако уже после Бартольда многие исследователи пришли к выводу, что Южной границей Албании следует считать р. Куру и Мильскую степь, а Муганская степь на юге уже принадлежала предкам талышей. А на Севере она доходила до Дербента. После VIII впервые появляется Арран. Одновременно с VIIв. впервые появляется название Ширван – топоним обозначивший часть собственно Албании от Дербента до Апшеронского полуострова на юге и до Шекли на западе. Правителя страны с титулом “ширваншах” судя по сообщению “Ашхарацуйца” (“Армянская география VII века”) стали назначать еще в   Vв., персидские шахи, а арабы считали, что  титулы шахов правителям горских народов Дагестана и правителю Ширвана присвоил  своим указом шаханшах Хосров Ануширван. Таким образом, термин Албания для  территории от Куры до Кавказского  хребта известен  в истории с IVв. до н.э., а вот термин Ширван стал по-видимому, употребляться для части территории албании (арабского Аррана) только в  V-VIв н.э. Известный востоковед В.Минорский писал, что название Ширван произошло от  названия племени “шир” – вероятно, выходцами из южного побережья Каспийского  моря  — Гиляна и Дейлема. Поскольку Талыш в  долгое время в Иране считался частью Гиляна,  можно считать,  что это мнение Минорского касается и переселенцев из Талыша. А переселение различных племен  из Ирана в Дербент для охраны знаменитого  перехода вдоль побережья Каспийского моря иранские шахи предпринимали в V-VIвв. когда  актуальность этого вопроса резко возросла и были проведены  грандиозные строительные работы по устройству стены и крепости у Дербента. Есть и другое  объяснение  названия Ширван — “страна львов”, однако в истории не зафиксировано проживание львов где-либо на Южном Кавказе, хотя о  леопардах (барсах) в различном контексте сообщается неоднократно. Известный арабский историк Масъуди ясно описал значение этих значение этих укреплений: “если бы господь… не помог царям Ирана построить город ал-Баб (Дербент) и его стены на суше и море и на горах,  а также поселить здесь людей различных народностей и назначить царей различных рангов, то цари  хазар, аланов, сарирцев и других кочевых  народов (имеются в виду народы Северного Кавказа) несомненно дошли бы в своих вторжениях до областей Балдаа, Аррана, Бейлакана, Казвина, Хамадана и Нихавенда. “Картина, которую рисует Масуда, создает весьма мрачные перспективы для Аррана и персидских областей, если Дербент не будет существовать. Арабы  более 150 лет в VIII-IXвв. воевали с хазарами  и оценили значение этих укреплений для защиты не только Аррана, но и северных провинций Ирана и всего Ближнего Востока, Название Арран сохранилось до Xв., хотя Албанскоее царство прекратило свое существование в 843г. (IXвек). А что касается термина  Ширван, то он сохранился в истории значительно дольше. Государство Ширваншахов в той или иной степени влияло на региональную ситуацию на южном Кавказе, то как вассальное от грузинских царей (XII-XIIIвв.), то как зависимое от монгольской державы. Хулагидов (XIII-XIVвв.), а в XIV-XVвв от  конфедераций кочевников Кара-Коюнлу и АК-Коюнлу,  в конце концов в 1538г. (XVIв.) было полностью анексировано иранскими Сефевидами и стало одной из провинций Ирана. В XVIIIв. после  смерти Надир-шаха на Южном Кавказе образовались 10 мусульманских ханств и одно из них было Ширванское. Юридически оно просуществовало до 1813г. пока не было включено в  состав Российской империи.  Таким образом, термин Ширван не покрывает всей территории Азербайджана, поскольку его территория сегодня охватывает земли 7 из 10 бывших  мусульманских ханств южного Кавказа. Более подходящим названием страны Азербайджан конечно же было бы древняя атрибуция – Албания или Арран, чтобы не  путали с европейской балканской Албанией. Однако исходя из авантюристских планов отторжения от Ирана его двух северных провинций, решено было политиканами в 1918г. назвать все  мусульманские  области Южного Кавказа страной Азербайджан.

Freetalyshistan.com

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=sK0ObO7eUOQ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>